Последний поход. Походы и краткая биография сулеймана великолепного

Главная / Новорожденный

Директор детского дома закачал головой с каким-то сожалением сказал: «ОНИ ТРОЙНЯШКИ. ВСЕХ ЗАБЕРЁТЕ?» Меня зовут Мила. Моего мужа Саша. Мы поженились семь лет назад. Свадьба была пышной и весёлой. Гости от души желали нам любви, взаимопонимания и, конечно же, деток. За ними мы и поспешили сразу после свадьбы. Первая моя беременность была неудачной, эмбрион застыл в развитии, как это называют - «замёрз». Мы погоревали и продолжили свои старания. Но снова всё шло не так. Вторая беременность была ещё хуже первой, внематочной. А после операции мне вынесли страшный вердикт – я никогда больше не смогу иметь детей. Теперь уже наше горе было безмерным. Мы с Сашей оба сильно переживали. Стали жить для себя, наживать добра. Но вот нам уже по тридцать. У нас есть всё необходимое: квартира, дача, две машины. Мы дважды в год развлекаем себя путешествиями заграницу, но чувствуется в нашей жизни какая то пустота… Саша первым заговорил об усыновлении: - Мил, может возьмём кого-нибудь из детдома? У всех дети…все только и разговаривают о колясках, самокатах и мультиках… тоже хочется, растить ребёнка… - Саш, я думала об этом, но как-то боялась тебе предложить… А ты кого хочешь? Мальчика или девочку? - Мне всё равно, но больше, наверное, девочку, хочу как принцессу её растить! - Ок. Согласна. Мы стали собирать документы. Наши материальные показатели позволили получить разрешение на усыновление очень быстро. И вот настал тот торжественный день, когда мы пошли смотреть детей в детский дом. На новорожденного мы не рассчитывали, ждать долго, а вот деток постарше там было полно. Детки играли на площадке, когда мы пришли. Встав поодаль, мы стали разглядывать их. Вдруг я почувствовала, что кто-то тянет меня за подол. Опустив глаза, я увидела девочку, белокурую со смешными веснушками. На вид ей было года три-четыре. Она улыбнулась и спросила меня: - Тётя, а Вы случайно не моя мама? Моё сердце чуть не остановилось. Я даже не знала, что и ответить, но слёзы предательски потекли из глаз и слова сами сорвались с моих губ: - Да, моя дорогая, мы с папой пришли за тобой! Саша взял малышку на руки, и мы пошли к директору детского дома. Его звали Алексей Павлович. Увидев у нас на руках эту девчушку, он отрицательно закачал головой с каким-то сожалением и попросил воспитателя забрать ребёнка. А нас повёл в кабинет для разговора. - Понимаете…тут всё сложно…эта девочка не одна… Я перебила Алексея Павловича: - Ну и что, возьмём обоих! У неё братик? - Нет, у неё две сестры… Они тройняшки. Всех заберёте? Мы с Сашей дружно захлопали глазами. Три одинаковых принцессы? Такое разве бывает? - От них отказались родители? - Их мама – наша воспитанница. Молоденькая была совсем, когда забеременела… А тут сразу трое, вот и не справился её организм: детей спасли, а её нет… Младенцами их никто не взял. Ну, кому нужны сразу трое? А разделять таких нельзя! - Нам нужны! Уверенно так сказал Саша, и встал со стула. - Пойдёмте, показывайте уже всех! Как их зовут? - Маша, Даша и … Саша… тёзка вам будет… Мы поспешили к девочкам. Они сразу отнеслись к нам, как к родным, завалили вопросами и рассказами. Через несколько дней мы уже впятером поехали выбирать новую большую квартиру, ведь для нашей, теперь уже многодетной, семьи места нужно было много.

На канале «Домашний» с большим успехом идет 3-й сезон сериала «Великолепный век» . Зрители с интересом наблюдают за приключениями Хюррем Хатун (Мерьем Узерли ) — похищенной дочери украинского священника, ставшей женой самого известного султана Османской империи Сулеймана Великолепного (Халит Эргенч ). На Родине фильма, в Турции, многие его ругают и обвиняют в историческом несоответствии. «Вокруг ТВ» решил проконсультироваться со специалистами и обратился к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН Светлане Филипповне Орешковой с просьбой рассказать о той эпохе и прекрасной Роксолане.

Сулейман и его женщины

В Европе султана Сулеймана I называли Великолепным, а в Турции — Законодателем. Именно с ним связан наибольший расцвет Османской империи. Во время его правления территория государства простиралась от Марокко до Ирана, от Йемена — почти до Вены. Султан был талисманом своих воинов и часто говорил:

«Когда я не участвую в походах — победы не получаются».

После смерти Сулеймана законов в стране больше не издавали, только так называемые указы справедливости, опять же возвращающие ко времени его правления.

Представьте: и этот непоколебимый властитель, кумир своего народа и гроза Европы всю жизнь любил только одну женщину — Александру Гавриловну Лисовскую .

— Кто-то говорил, что ее звали Анастасией, кто-то и вовсе приписывал ей итальянское подданство, но более достоверен тот факт, что в плен она попала под Львовом, — рассказывает Светлана Филипповна Орешкова.

Дочь украинского священника в историю вошла под именами Хюррем Хатун и Роксолана.

Александра попала в гарем в 1520-м году, когда ей было примерно 15—16 лет. Дочь священника, она отреклась от православия и приняла ислам: только так можно было выжить и стать полноправной обитательницей султанского гарема. Никакой информации о том, что юная Роксолана противилась, нет. В «Великолепном веке» она и вовсе сделала это с удовольствием.

Хюррем Хатун не была красавицей, но обладала невероятном обаянием.

— Она была мила, скромна и очень хорошо знала натуру своего господина, — так вспоминал о ней венецианский посол.

Хюррем из «Великолепного века» скромной назвать сложно. Впрочем, много ли было известно заморскому послу? К тому же скромная — не значит простушка. Все те ухищрения, с помощью которых Хюррем пыталась завоевать сначала расположение султана, а затем привилегии для своих сыновей, действительно имели место.

Конечно, не стоит забывать, что «Великолепный век» — это кино, и образ Роксоланы там романтизирован. Но факт остается фактом: после появления юной Александры в гареме султан на других женщин внимания не обращал.

Кстати, Махидевран Султан (Нур Айсан ) в реальной жизни женой Сулеймана не была. Черкешенка по происхождению, фаворитка из гарема и мать наследника престола Мустафы, после того как из ревности попыталась отравить Хюррем, навсегда была сослана в старый дворец. В сериале же повелитель простил ее.

Удивительно, какое огромное влияние имела Роксолана на Сулеймана. Они посвящали друг другу стихи. Надо отметить, что султан был неплохим поэтом. А Хюррем, до того как выучить турецкий, просто надиктовывала свои письма, адресованные ему.

Сулейман - Хюррем

Моя любимая богиня, моя дрожащая краса,

Моя возлюбленная, моя ярчайшая луна.

Моих желаний сокровенных спутница, моя единственная.

Ты мне милее всех красавиц мира...

Хюррем - Сулейману

Лети мой нежный ветерок, моему султану передай:

Она плачет и чахнет без твоего лица, как в клетке соловей выводит трели.

Гарем османского султана

Всех женщин в гареме обучали, как доставить удовольствие мужчине: как его успокоить или возбудить. Наложницы были очень гибкими, прекрасно танцевали и знали толк в приятных запахах. Занимались музыкой, пением, рукоделием, иностранки изучали турецкую грамоту. В часы досуга ходили в хамам, играли и гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. В фильме это отражено: есть сцены, в которых Хюррем боится, что кто-нибудь узнает о ее встрече с ворожеей.

Султан часто наблюдал за тем, как женщины купаются в бассейне, а евнухи следили за его реакцией. Фаворитке полагались особые почести: отдельная комната, красивые одежды и встреча с правителем. Когда наложница надоедала, ее, как правило, выдавали замуж за кого-нибудь из придворных. Но все это было до того, как Сулейман встретил Хюррем.

Мужчинам в гарем вход был запрещен. Там имели право появляться только султан, хранитель султанских покоев Ибрагим и евнухи. Кстати, говорят, что Селим Байрактар , сыгравший Сюмбюль агу, хорошо справился с ролью. Ему прекрасно удалось скопировать жесты и повадки евнуха.

К гарему примыкала специальная гаремная территория. Так что неудивительно, что в саду женщины гуляют с непокрытой головой и в платьях с глубоким вырезом.

— Одежда героев сериала вполне соответствует нарядам того времени, — комментирует гардероб актрис Светлана Филипповна Орешкова. — На своей территории женщины могли ходить без головного убора. В Интернете есть информация, что якобы в то время султан не мог носить брюки. Ерунда, штаны носили еще кочевники, а турки произошли от кочевников. В сериале Ибрагим ведет активную переписку со своей возлюбленной Хатидже Султан. Действительно, подходить к ней ему было запрещено.

В Сети описывается, с какой тщательностью создатели сериала избегали появления в кадре апельсинов и помидоров, потому что в то время их не было в Османской империи.

— Апельсины привезли еще крестоносцы, — уверена Орешкова. — А вот помидоров действительно не было.

Любопытный факт: помимо сладостей в гареме обожали баклажаны. С ними было связано множество примет. Если приснится баклажан — к беременности. Не знаешь 50 способов приготовления баклажанов — останешься старой девой.

Мать Сулеймана — Валиде Султан (Небахат Чехре ) действительно имела сильное влияние на обитателей дворца, как и показано в фильме. Это не нарушало традицией: султан всегда уважал мать и прислушивался к ее советам. Кстати, Валиде Султан никогда не была законной женой отца Сулеймана Селима I и, предположительно, была дочерью крымского хана.

Дети Хюррем и Сулеймана и битва за престол

Махидевран родила Сулейману сына Мустафу. Говорят, до этого у него было еще двое сыновей от других женщин, но они умерли в детстве.

У Роксоланы и Сулеймана было шестеро детей: сыновья Мехмед, Абдалла, Селим, Баязид и Джахангир и дочь Михримах.

Мехмед умер от чумы. Существуют сведения, что он был любимым сыном Сулеймана. Султан тяжело переживал смерть молодого человека. По неподтвержденным сведениям Джахангир родился неполноценным — у него был горб. Умер он еще юношей. Большие надежды возлагались на Мустафу. Но Хюррем подставила его — в итоге Сулейман обвинил сына в предательстве и приказал убить. Говорят, если бы Мустафа остался жив, история могла бы сложиться иначе…

Началась борьба за власть между Баязидом и Селимом. В итоге Баязид бежал в Иран, где, опять же по требованию Сулеймана, был казнен.

Сулейман вознес руки к небесам и произнес: «Хвала Аллаху, что он дал мне дожить до того дня, когда я увидел, что мусульманам больше не грозят беды, которые обрушились бы на них, если бы мои сыновья начали бороться за трон. Теперь я могу провести остаток своих дней в спокойствии».

Считается, что Роксолана сильно повлияла на политику государства. Но не этого она добивалась. Мать всего лишь хотела счастья своим сыновьям, именно этим объясняются все ее поступки, а отнюдь не желанием править миром.

— К сожалению, Селим оказался никудышным султаном, — рассказывает востоковед. — Он мало понимал в делах управления государством и любил прикладываться к бутылке, в историю вошел с прозвищем Пьяница. Страной фактически правил старший визирь.

Роксолана

Мужем Михримах стал визирь Рустем-паша Мекри. С ним, кстати, связана одна любопытная история. Были подозрения, что он болен проказой. Но затем у него обнаружили педикулез. Считалось, что у прокаженных вшей быть не может. С того момента пошла поговорка: «Если человеку везет, то даже вошь может принести ему богатство».

Роксолана умерла от простуды. После ее смерти Сулейман не находил себе места. Свое горе он не скрывал и продолжал посвящать любимой жене стихи:

Я изнываю от тоски на вершине печали,

Где день, где ночь я плачу и вздыхаю.

О, горе мне теперь, когда возлюбленной моей не стало.

Сулейман и Роксолана покоятся в мавзолеях в мечети Сулеймание в Стамбуле.

Как видно, в сериале «Великолепный век» действительно есть некоторые неточности. Но создатели фильма и не претендуют на звание историков. Романтическая история Роксоланы и Сулеймана и расцвета Османской империи взята лишь за основу, остальное — фантазия сценаристов.

Смотрите сериал «Великолепный век» по субботам на канале «Домашний».

Анна Валиева

Благодарим за помощь в подготовке материала Институт востоковедения РАН

Когда султан Сулейман I в 1520 году в возрасте примерно 25 лет взошел на трон Османской империи, сторонние наблюдатели были убеждены, «что он лишь недолго сможет противостоять порокам и беспорядочному образу жизни». К войнам он был, по их мнению, «не склонен, предпочитая жить в сералях». Однако они ошиблись. Когда Сулейман через 46 лет умер у ворот одной венгерской крепости, он успел поучаствовать в 13 больших военных походах на трех континентах, а также в бесчисленном множестве более мелких экспедиций. В общей сложности десять лет он провел в полевых лагерях, возведя Османскую империю на вершину могущества. К моменту его смерти она простиралась от Алжира до границы с Ираном и от Египта почти до ворот Вены.

Высокопоставленные представители империи почитали его, как наместника Бога на Земле, утверждал один венецианский дипломат, приведя очень точное сравнение: его авторитет был настолько велик, что высокопоставленные подчиненные были согласны на то, чтобы «последний раб» по приказу Сулеймана «схватил и казнил самого главного сановника империи». Так что нет ничего удивительного в том, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его образцом для подражания является именно Сулейман I, тем более что османский султан, носивший прозвище «Великолепный», олицетворяет собой власть и могущество ислама еще больше, чем критик религии и основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк.

Один лишь уход Сулеймана из жизни дал немало поводов для совершенно фантастических домыслов. Султану был 71 год, и он возглавлял поход на Венгрию. Его войско осадило крепость Сигетвар (Szegetvar). Хотя он и страдал от подагры и не мог скакать на лошади, он был убежден, что должен умереть не иначе как в ходе военного похода. И он достиг своей цели.

Вероятнее всего, Сулейман умер ранним утром 6 сентября 1566 года, когда его войско готовилось к решающему штурму крепости, от дизентерии. Чтобы предотвратить восстание разочарованных воинов, врачи, лечившие султана, были убиты, чтобы информация о его смерти не была разглашена. Гонцы сообщили эту весть наследнику престола Селиму. И лишь когда тот установил в столице свой режим, войску было сообщено о смерти Сулеймана, и оно выплеснуло весь свой гнев на осажденную крепость.

Забальзамированное тело Сулеймана было доставлено в Стамбул, но его «сердце, печень, желудок и другие внутренние органы были помещены в золотой сосуд и захоронены на месте, где стоял шатер хана Сулеймана», писал османский летописец Эвлия Челеби (Evlia Celebi). На этом месте позднее были установлены мавзолей, а рядом с ним мечеть, дервишский монастырь и небольшая казарма. Несколько лет назад останки Сулеймана были обнаружены и выкопаны археологами. Одновременно было объявлено, что именно в этом месте, «вероятно», было захоронено сердце Сулеймана.

Контекст

Неизвестные факты об Османской империи

Milliyet 14.02.2016

Наследие османского колониализма

Milliyet 26.08.2014

Братоубийство в Османской империи

Bugün 23.01.2014
Таким образом, величайший из всех османских султанов и сейчас не дает покоя своим потомкам. Он был един во многих лицах. В более чем 2000 стихов он воспевал любовь в розовых садах и придворную элегантность. В то же время он приказал убить своего первого сына. Имея прозвище Kanuni (Законодатель), он управлял своей империей, одновременно разрушая ее финансовые устои своими войнами. Будучи калифом и повелевая такими городами как Мекка, Медина, Иерусалим и Дамаск, он хранил «тень Аллаха на Земле», но на протяжении долгих лет состоял в близких отношениях с русской рабыней Роксоланой, демонстрируя современникам удивительный пример «моногамной» любви, необычный даже для христиан.

Хотя эти отношения в будущем стали одной из излюбленных тем эротической литературы и беллетристики (теме секса в гаремах посвящено великое множество романов и опер), главный свой след в истории Сулейман оставил все же в роли военачальника. Причем это касается не только Европы. Хотя многие из его походов были обращены против христианских государств, самые значительные и дорогостоящие были направлены против мусульманских конкурентов, в первую очередь, против салафитов в Иране. Сулейман завоевал Тебриз и нынешний Ирак. Черное и восточная часть Средиземного моря стали, по сути, внутренними водоемами Османской империи, а в Алжире и Тунисе располагались ее морские базы. Лишь Вену в 1529 году, Мальту, Йемен и Эфиопию султану так и не удалось завоевать.

Однако из-за активных военных действий османы больше не были в состоянии финансировать свою огромную армию в таком же объеме, в каком это было возможно еще всего десятью годами ранее, во времена становления империи. Согласно некоторым подсчетам, содержание 200-тысячной армии — в том числе многочисленных отрядов военных рабов-янычаров — обходилось в две трети всего государственного бюджета в мирные времена. И как только военные походы перестали быть победоносными и способствовать обогащению империи, а превратились лишь в «игру мускулами», государственный бюджет стал нести опасные потери. К этому добавились огромные представительские расходы — не случайно же Сулейман имел прозвище «Великолепный». В эти времена в разных городах империи были построены роскошные мечети, над которыми работал его любимый архитектор Синан.

Благодаря полевой артиллерии, вооруженной новейшим по тем временам оружием, Османская империя в XVI веке стала прототипом «Пороховой империи» — государства, развитие общества которого было обусловлено, в первую очередь, необходимостью ведения военных действий. Во времена Сулеймана фраза «турки у ворот» стала непреходящим ужасом для европейцев. Страшилки о жестокости турок по отношению к мирному населению, помноженные на многочисленность их войска, стали притчей во языцех. Для Мартина Лютера и его современников властитель с «орлиным» носом и длинной бородой был сравним с Антихристом. В то же время французский король Франц I не побоялся вступить с Сулейманом в союз против Габсбургов, благодаря чему для турок открылась дорога в Европу.

Для нынешней эрдоганской Турции характерно полное отсутствие всякой критики в адрес османского властителя. Когда там в 2011 году на экраны вышел телесериал «Великолепный век», в котором султан представал в обществе сотен едва одетых наложниц, президент пришел в ярость и потребовал запретить показ сериала — впрочем, телевизионные рейтинги говорили, что этого делать не следовало бы. Чтобы снять напряжение, авторы сериала были вынуждены сделать пояснение, что напитки, которые султан на экране пил из золотых кубков, являются не чем иным как фруктовыми соками.

Султан Сулейман вошел в историю как великий полководец и законодатель. Во время его правления Османская империя достигла небывалой славы и мощи, она вызывала не только страх во всем мире, но и уважение. Будучи отважным воином и искусным политиком, ему удалось значительно расширить границы своей империи, за что европейцы стали называть его Великолепным.

Султан Сулейман биография

Султан Сулейман был из династии Османов. Он пришел к власти после смерти отца Селима I Грозного и начал правление с освобождения насильственно удерживаемых в Константинополе ученых из Каира, казни нескольких преступников и отмены ввоза товаров из Персии.

На международную политическую арену, Сулейман вышел с предложением Венгрии отменить набеги за счет уплаты дани Венгерским государством. Венгры ответили отказом и, изуродовав лицо посланнику султана, отправили его обратно. В ответ разгневанный султан объявил войну и выиграл ее.

Внутренняя политика султана привела к кардинальным изменениям в обществе. В результате кодификации османского права подданные были разделены на мусульман и не мусульман и в связи с этим были введены права и обязанности. Важно отметить, что новые изменения коснулись всех сфер жизни и огромную роль в их реализации сыграла Роксолана пленница султана , а впоследствии его единственная жена. Немало усилий было приложено для внесения изменений в законодательную базу, которые позволяли более эффективно бороться с преступностью и взяточничеством. Провинившихся казнили, невзирая на положение в обществе и заслуги. Его стали называть кануни (законодатель), а иногда даже звали Сулейманом Вторым, имея в виду Соломона (в Турции Соломона называют Сулейманом).

Благодаря мудрому правлению Сулеймана Великолепного империя стала быстро развиваться и процветать. Всесторонне образованный, увлекающийся искусством и владеющий несколькими языками, он много внимания уделял развитию искусства и образования внутри страны и покровительствовал ученым, писателям, художникам и архитекторам. При нем стали воздвигаться величайшие архитектурные сооружения. Самой известной стала мечеть Сулеймание, возведенная местным архитектором Синаном, в которой впоследствии был захоронен сам султан со своей любимой женой Роксоланой (Хюррем султан).

Противоречивость в характере делала Сулеймана неординарной и непредсказуемой личностью. Он мог быть суровым и в тоже время милостивым, жестокость сменялась сентиментальностью, а тиранство доброжелательством. Он мог быть безжалостным к врагам и в то же время мог оплакивать молодого короля Венгрии, погибшего в сражении с его войсками. Он был вне себя от горя, когда умер его маленький сын, а, спустя годы по его приказу был убит его другой сын. Его величественность позволяла ему слушать представителей иностранных государств, отвернувшись и не проронив ни слова, тогда как в другое время он мог позволить себе, переодевшись в нищенские одежды, прогуливаться по городу, прислушиваясь к людским разговорам.

Султан Сулейман был великим правителем, но, к сожалению, после его смерти некогда Великая империя пришла в полный упадок.

Реальные портреты Султана Сулеймана и его родных и приближенных

Султан Сулейман (Султан Великолепный)

450 лет назад, 6 сентября 1566 года, во время военного похода, скончался султан Османской империи Сулейман Великолепный. Несколько лет назад немалой популярностью в России пользовался посвящённый эпохе этого султана турецкий сериал "Великолепный век". Главная героиня сериала - русская рабыня Александра, она же знаменитая Роксолана, Хюррем-султан, супруга Сулеймана.

Слева: Карл Антон Хикель. "Роксолана и султан". 1790
Справа: султан Сулейман в фильме "Великолепный век"

В столицу Османской империи она прибыла как пленница (с территории современной Украины), но сумела добиться положения законной жены повелителя сильнейшего на тот момент государства в мире. В основе фильма лежат реальные события, Роксолана - реальное историческое лицо, как и другие герои фильма, хотя, как неоднократно предупреждали его авторы, фильм - "это вымысел, вдохновлённый историей".
Весь фильм задумывался, видимо, как своего рода большой рекламный ролик новой Османской империи, которую ныне строит г-н Эрдоган. Хотя потом, как это часто бывает (у нас так случилось, например, с фильмом Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный) произведение вышло за эти первоначальные рамки и даже вызвало нарекания заказчиков, то есть турецкого правительства, за "искажения истории". Действительно, фильм получился откровенно разоблачительный, хотя, возможно, и помимо воли его создателей. Общее впечатление примерно такое: непрерывно пересыпая свою речь набожными поминаниями Всевышнего, возводя очи горе и молясь, его герои вытворяют абсолютно любые злодейства и преступления. Шлют друг другу ядовитых змей в ларце или отравленные кафтаны, подсыпают яд в пищу, подкидывают заражённые чумой платки и делают другие столь же "приятные" подарки. Сам султан, этот образец благородства и совести (как много раз подчёркнуто в фильме), вопреки ранее данным им же клятвам, казнит своих ближайших родичей и друзей, включая двух собственных сыновей и малолетних внуков (младшему из которых исполнилось всего лишь 3 года). Вообще же, как только кто-то из султанских сыновей вступает на престол, он, согласно традиции, тут же отдаёт приказ казнить всех своих родных братьев. И это отнюдь не произвол, наоборот, так принято и положено - имеется и соответствующая исламская фетва, которая разрешает это братоубийство с точки зрения шариата и закона. (Правда, сам Сулейман при восшествии на трон избежал этого "благодетельного братоубийства", но его заслуги в этом не было - просто все его братья умерли ранее сами, от болезней).
В одной из серий мать султана Сулеймана выражает уверенность в том, что воспитанный ею сын "никогда не станет тираном". Сначала не очень понятно, что она, собственно, имеет в виду, ведь власть султана абсолютна и совершенно ничем не ограничена, и с этим никто даже и не пытается спорить. Но, оказывается, она подразумевала другое: что он не прольёт кровь членов своей династии, т. е. собственной семьи. Такова мерка и граница между "тиранией" и "не-тиранией". Впрочем, и эта граница нарушается крайне легко, как отмечено выше.
Что же говорить при этом об отношении правителей империи к простым людям? Оно всё выражено во фразе главной героини: "Они лошадь мою убили! И служанку...". Служанка стоит и ценится гораздо дешевле, нежели лошадь. Это, можно сказать, парафраз известного диалога из романа Марка Твена про Гекльберри Финна (про рабовладельческую Америку):
"- На пароходе у нас взорвалась головка цилиндра.
- Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?
- Нет, мэм. Убило негра.
- Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь..."
Всё мышление и поведение героев фильма носят столь же ярко выраженный классовый характер. Например, в одной из серий султан отдаёт приказ после суда повесить одного из своих влиятельных и знатных приближённых, Искандера Челеби. И страшно переживает по поводу его казни. Хотя, если верить фильму, этот деятель совершил все самые тяжкие государственные преступления, какие только можно вообразить - скажем, готовил поражение собственной османской армии. А в другом случае простой воин-курьер приносит султану неприятное известие - тот не верит новости и, не моргнув глазом, тут же безо всякого суда и выяснения приказывает отрубить гонцу голову. И никаких переживаний и угрызений совести, когда потом выясняется, что гонец сообщал чистую правду, не испытывает. Ещё бы! Ведь это самый обычный воин, а не какой-нибудь богач и аристократ из знатного рода. Его голова ничего не стоит...
Однако, если не обращать внимания (или, вернее, держать в уме), что весь сериал насквозь пропитан монархической и клерикальной идеологией, то в нём можно найти немало любопытного. Например, хороша неоднократно повторяемая фраза: "Помни, что любая привилегия, даруемая Османской империей, приближает тебя к смерти!". Это обычно говорится вышестоящим лицом при повышении и новом назначении чиновников.


Палачи казнят старшего сына султана Сулеймана, шахзаде Мустафу (кадр из фильма)


Султан Сулейман с телом казнённого по его приказу сына (кадр из фильма)

Надо признать, что и султан, этот сыно- и внукоубийца, и главная героиня в фильме вовсе не лишены известного обаяния. Просто они, как мухи в паутину, вплетены в определённую историческую ткань, в пределах которой и вынуждены действовать. Обвинять их в этом трудно. Но вот как быть с теми, кто эту историческую ткань 450-летней давности хочет воскресить и воскрешает в нашей с вами реальности, в XXI веке? Ведь это в 2011 году, когда сериал только стартовал, можно было думать, что он имеет чисто исторический интерес. Что все эти дивные реалии: невольничьи рынки, захват и продажа рабынь-иноверок в рабство, жестокие казни еретиков и иноверцев... безвозвратно канули в прошлое. А в июне 2014 года, когда была показана последняя серия сериала, оставалась всего пара недель до воскрешения всего этого в рамках новосозданного Халифата (кстати, султан Сулейман тоже в своё время возложил на себя титул халифа, т. е. повелителя всех правоверных).
Так что вглядываться в историческую бездну прошлое, конечно, бывает занятно, но не стоит им особенно любоваться, не то бездна может отразиться в нас можно запросто, даже и не заметив того, провалиться сквозь экран и очнуться уже по ту его сторону...



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы