Почему православное рождество 7. Путешествия

Главная / Психология и развитие

1 Какое событие произошло в Рождество

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у евангелистов Луки и Матфея

Император Ирод приказал провести перепись населения, а для этого каждый должен был придти в свой город. Иосиф, потомок Давида, и его жена Мария направились в Вифлеем. Им не хватило места в гостинице и они остановились в пещере, которую использовали в качестве хлева для скота. Там Мария родила Иисуса и положила его в ясли.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну.

2 Почему дата православного Рождество отличается от католического

Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Россию, был введен в 1582 году папой римским Григорием XIII. Тогда как в России продолжали пользоваться Юлианским. Григорианский календарь в нашей стране был введен в 1918 году, однако Русская Православная церковь этого решения не одобрила и продолжает пользоваться Юлианским. В XXI веке разница между датами по двум календарям составляет 13 дней.

3 Кто празднует Рождество

Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики, но и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных Православных Церквей мира, которые придерживаются Новоюлианского календаря, совпадающего с Григорианским.

Рождество отмечают в ночь с 6 на 7 января четыре православные Церкви — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. А также афонские монастыри, живущие по Юлианскому календарю, и многие католики восточного обряда(например, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

4 Как празднуют Рождество

В Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост. В сочельник(ночь с 6 на 7 января) он особенно строг.

В церквях проходит всенощное бдение. В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них «Славим Его!».

5 Почему канун Рождества называется Сочельник

Название Сочельник происходит от слова «сочиво». Это пшеничные зёрна, размоченные соком из семян. Сочивом принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция ничего не есть «до первой звезды» связана с преданием о том, что в ночь Рождества над пещерой, где была Мария, появилась вифлеемская звезды, возвестившей о рождении Христа.

Сегодня, 25 декабря 2014, западный христианский мир празднует Рождество Христово. В России этот праздник официально закреплен за 7 января и является выходным днем. Почему такой большой разрыв?

Думаю тебе доводилось слышать, что это из за отказа Православной Церкви переходить на «общемировой» календарь. Для некоторых это повод повысмеивать, в очередной раз задрать нос и гордо распустить свой петушиный хвостик.

Календарь, вещь настолько привычная и само-собой разумеющаяся, что почти никто даже не думает, как может быть иначе. В году 365 дней, а в каждом четвертом 366. Это все знают.

А знаешь ли ты, что всё вовсе не так?

Расхождение в 11 минут

В школах учат, что полный оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней и 6 часов. Путем элементарных математических действий получаем, что если бы год длился 365 дней, каждые 4 года календарь отставал бы на целые сутки. Вот потому, мол, и понадобились високосные года. Те самые сутки как раз добавляют к февралю (ибо самый короткий), и все довольны.

На самом деле, астрономический год (тот самый полный оборот) длится 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Таким образом, каждый год часики убегают на 11 минут вперед. Длительность года не делится на длительность суток без целого остатка. Там такая дробь… Потому все календари имеют недостатки. Вопрос лишь в степени выраженности.

Юлианский календарь

Вообще систему, при которой год равен 365 дням и 6 часам ввел Юлий Цезарь в 46 году до н.э. Это и есть привычные нам 3 года по 365 и один (високосный) 366 дней. И хотя сам принцип, двенадцать месяцев и измерение года по обороту вокруг солнца, взят у египтян, подобный календарь оказался настолько удобным, что римляне назвали его юлианским. Более того, даже переименовали месяц Квинтилис (когда родился император) в Юлиус (Июль).

А удобным он оказался потому, что до этого, римляне и греки, считали годы по лунным циклам.

Через год Цезаря зарезали другие благодарные римляне. Жрецы, непонятно с чего, стали объявлять високосным каждый третий год, и так до самого 9 года до н.р. В итоге, часики убежали вперед на несколько суток, что как бы не разу не здорово.

Разрулил начавшийся бардак император Октивиан Август. Он отменил високосные годы на следующие 16 лет. За это, и не только, римляне переименовали месяц Секстилис в Август. И это здорово, я считаю. А то название какое-то, скажем так, 18+. Особенно, если учитывать общую заголённость населения в этот летний месяц.

Григорианский календарь

Юлианский календарь был хорош, но эти 11 минут, о которых писал выше, он не учитывал. Ясное дело, что рано или поздно нашелся тот, кто их таки-учёл. Этим человеком стал Григорий Тринадцатый, глава Католической Церкви, в 1582 году.

По его календарю, годы кратные четырем объявляются високосными, кроме лет кратных числу 100. Годы кратные ста могут быть високосными лишь тогда, когда кратны цифре 400.

Тоже просто, понятно и гораздо точнее.

Однако, григорианский календарь не принял Собор Восточных Патриархов в 1583 году. А всё потому, что в некоторые годы Пасха иудейская получалась позже Пасхи христианской (Светлое Христово Воскресение), что противоречит не только хронологии, но и канонам Вселенских Соборов. Вообще, дата вычисления дня пасхи это отдельная история, достойная как минимум хорошего поста.

Русь

На Руси юлианский календарь приняли в 988 году вместе с христианством. До этого год вычисляли по сезонам и лунно-солнечному календарю.

Правда, год тогда начинался 1 марта, а не 1 сентября, как в Византии. Ну традиция у нас такая, начинать год по весне. Была.

20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о новом летоисчислении, которое велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января).

Если взять летоисчисление того времени, получится, что указ издан в 7208 году. Представляю сколько недовольных было, но устаканилось.

Шли годы, цари сменяли один другого, революция грянула, и вот, новые власти, добрались до календаря. Оказалось, что юлианский отстал от григорианского на 13 дней. Да и очень хотелось подгадить церкви. В общем, григорианский календарь ввели в приказном порядке, а даты пересчитали на так называемый «новый стиль».

С тех пор, расхождение между датами закрепилось. Получается, что Рождество празднуют 25 декабря все христиане. Просто календари разные. Весь мир сейчас живет по григорианскому, а Православная Церковь празднует главные праздники по юлианскому. В 2101 году «Православное Рождество» передвинется на 8 января.

Стоп! Не понял! Что не так с датами!?

Возможно, тебе покажется странным, что Рождество празднуют 25 декабря, хотя начало года считают от дня рождения Христа. Вроде выходит, что либо нужно праздновать 1 января, либо год начинать с 25 декабря.

На самом деле все просто. В Иудее ребенка считали официально рожденным только после того, как принесут в храм (для обрезания).

Потому, год празднуем с момента официального рождения (1 января), а Рождество, с фактического 25 декабря.

Наше время

Если думаешь, что на этом «приключения календаря» закончились, то это вовсе не так. На данный момент есть множество предложений по реформированию календаря. Из них, как минимум два, потрясают своей новизной, а одно просто хочет вернуть юлианский календарь обратно.

Последнее понятно, особенно православным, ведь благодаря расхождению в датах, на 1 января приходится пост, когда рекомендуется воздержание от алкоголя и прочих излишеств. Не потому-ли большевики так быстро перешли на григорианский календарь?

Два других предлагают очередное усовершенствование. Что ни говори, но и у современного календаря есть свои недостатки. Например: месяцы разной длины, или первые пол-года длиннее последних на несколько дней, что мешает плохим экономистам.

Первый вариант предложил философ О. Конт. Там предлагается ввести год из 13 месяцев и т.д. Учитывая трепетное отношение запада к числу 13, дальше можно не читать.

Второй, предложил астроном Г.Армелин (тоже из франции). Тут в году остается 12 месяцев. Год и каждый квартал начинаются с воскресения, а заканчиваются субботой. Первый месяц каждого квартала имеет 31 день, остальные 30. После 30 декабря добавляется дополнительный день недели — «никакой». В високосный год, подобный день добавляется еще и после 30 июня. Хм…, а не из фильма «31 июня» взял идею?

Не смотря на то, что этот вариант одобрили Франция, Индия и СССР, я — против. Думаю, христиане — тоже. Ведь сказано 6 дней делать свои дела, а седьмой посвятить Богу. На данный момент, это происходит хотя-бы номинально, за счет названия дней недели и соблюдения семидневного цикла. Если ввести армелинский календарь, церковь его точно не примет, и воскресные богослужения начнут проходить по будням, что сделает только хуже. И кто от этого выиграет?

Христианам это принципиально. Остальным — пофигу, а раз так, то путь остается как есть. Пользы больше.

Рождество Христово

За окном легкий морозец, солнце и пушистый снег. С Рождеством вас.

Все христиане (да и люди в целом) — братья и сестры, а значит буду праздновать и с тем, кто это делает сегодня, и с теми, кто будет отмечать 7 января.

Такой важный праздник не грех и повторить. Хотя бы для того, чтобы помнить.

Протопресвитер Александр Шмеман

Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем - последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и - повторяю еще раз - радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.

Православный Восток прежде всего радуется тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, в спасительном явлении Бога, ставшего человеком, чтобы воссоединить его, человека, с Его Божественным призванием, что в пришествии этом приняло участие и само человечество. Если самое радостное и глубокое в христианской вере - это «соприродность» Христа нам, то, что Он подлинно человек, а не призрак, не таинственное явление, что Он - один из нас, навеки с нами своим человечеством связанный, то тогда понятным становится и любовное почитание Той, которая Ему это человечество, нашу плоть и кровь, дала. Той, благодаря которой Он, Христос, мог называть себя так, как Он всегда себя называл: «Сын Человеческий». Сын Божий, Сын Человеческий…

Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учителя Церкви, - обожить, сделать причастником Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека - источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нем - с Богом.

И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Священном Писании. Да и что особенного можно сказать о рождении ребенка, рождении, подобном всякому рожденью. И если Церковь стала в особом празднике вспоминать и праздновать это событие, то не потому, что оно было чем-то исключительным, чудесным, из ряда вон выходящим, нет, а как раз потому, что сама обыденность его раскрывает новый и лучезарный смысл во всем том, что мы называем «обыденным», придает новую глубину тем подробностям человеческой жизни, о которых мы так часто говорим, что они «ничем не замечательны».

Но посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором. Вот на постели - только что родившая дочь женщина. Церковное предание утверждает, что звали ее Анна. Рядом с нею - отец, имя которого, по тому же преданию, - Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение новорожденной. Самое обыденное, ничем не замечательное событие.

Но так ли это? Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа - это чудо всех чудес, чудо именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца. Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот - дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.

Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого Человека, пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно, мы не «помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир».

Второе: мы знаем теперь, чье рожденье, чье пришествие мы празднуем. Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно этого ребенка, его судьбы, его значения для нас и для всего мира.

И третье - мы празднуем и все то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой. Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок - пречистая Дева и всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нем.

Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла. И действительно, сколько зла вокруг нас, что эта вера в человека, в его свободу, в возможность доброй и светлой наследственности уже почти выветрилась в нас и заменилась скептицизмом и недоверием. Однако именно этот злой скептицизм, это унылое недоверие призывает нас оттолкнуть от себя Церковь в день, когда празднует она - и с какой радостью и верой - рожденье маленькой девочки, в которой как бы сосредоточилось добро, нравственная красота, совершенство, которые составляют подлинную человеческую природу. Ею, этой рождающейся девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа. Он наш дар - Ему, наша встреча с Богом. И вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.

Приснодевство, то есть вечное Девство Марии, прославляет Церковь, ежедневно повторяя молитву, к ней обращенную: «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…».

Нужно ли доказывать, что эта вера в непорочное зачатие, в девство Марии составляет для очень многих людей своего рода «камень преткновения и соблазна», предмет недоумения и непонимания, предлог для обвинения христианства в суеверии и т. д. На недоумения эти верующие обычно отвечают: это чудо, в которое мы верим, в которое нужно верить» а понять его нельзя…

Ответ этот, для верующих самоочевидный, необходимо все-таки уточнить. С одной стороны, само собою разумеется, что если, как верят верующие, есть Бог - Творец мира и жизни и всех ее законов, то Бог всесилен законы эти нарушать, то есть совершать то, что на обычном человеческом языке называется чудом. Чудо - это нечто, выходящее за пределы ведомых нам законов природы, то, что, в противоположность «естественному», мы ощущаем как сверхъестественное. Если Бог - Бог, то Он, очевидно, бесконечно возвышается над «законами природы», всесилен, всемогущ и абсолютно свободен.

Все это так, и вера, отрицающая чудо, то есть подчиняющая Бога ограниченным законам природы, - уже, конечно, не вера.

Но это не значит, что нам - верующим христианам - запрещено спрашивать себя, спрашивать свою веру - о смысле чуда. Ибо в том-то и дело, что христианское понимание чуда, понимание, идущее от Евангелия, от Самого Христа, - понимание это особенное, требующее от нас углубленного духовного внимания. Прежде всего, образ Христа. Евангелие исключает понимание чуда как доказательства, как факта, принуждающего человека поверить.

Я говорю - образ Христа… Действительно, если что доминирует в этом единственном образе, то это отнюдь не желание «доказать» при помощи чуда свою Божественность, а напротив - предельное смирение. Апостол Павел пишет о Христе удивительные слова: «Он, будучи образом Божиим, … уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти крестной…».

Нигде, никогда, ни разу Христос не сказал, что Он родился чудесным образом - не употребил этого «доказательства». И когда Он висел на Кресте, всеми оставленный в страшной своей агонии, окружающие издевались над Ним требованием именно чуда: «сойди с креста, и мы поверим в Тебя». Но Он не сошел со креста, и они не поверили в Него. Те же, кто поверил, - поверили именно потому, что Он не сошел со креста, ибо ощутили всю Божественность, всю бесконечную высоту именно смирению, именно всепрощения, воссиявшего со Креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят…».

Я повторяю, нет в Евангелии, нет в подлинной христианской вере отношения к чуду как к доказательству. И нет потому, что такое доказательство - при помощи чуда - лишает человека того, что христианство считает в нем самым драгоценным, лишает его свободы. Христос хочет, чтобы люди поверили в него свободно, а не принуждаемые к вере «чудом». «Если любите меня, - говорит Он, - заповеди Мои соблюдите…». И любим мы Христа - в ту, увы, слишком слабую меру, в какую любим, - ни за что, не за всесилие, нет, а за Его любовь, смирение, за то, говоря словами слушавших Его, что «никогда не говорил человек так, как этот Человек».

Но Христос творил чудеса: Евангелие наполнено рассказами об исцелении Им болящих, оживлении умерших и т. д. И потому уместно спросить: в чем же тогда их смысл, этих чудес, которые Христос все же являл миру? Если Христос, по словам евангелиста, не совершал чудес там, где не верили в Него, если Он обличал людей за то, что они ждут и хотят от Него чуда, то почему же Он творил их? Только ответив на этот вопрос, сможем мы, может быть, понять и чудо всех чудес - приснодевство Марии, Матери Его, и недрогнувшую веру Церкви в это чудо.

Прежде всего, все чудеса, о которых мы знаем из Евангелия, совершены были Христом по любви. «Он сжалился над ними…», - говорит евангелист. Сжалился над родителями умершей девочки, над вдовой, потерявшей единственного сына, над празднующими и радующимися, у которых не хватило вина, над слепыми, хромыми, страдающими. И это значит, что источником чуда была и остается любовь. Не для себя, не для того, чтобы прославить себя, явить себя, свою Божественность, доказать ее людям, творит чудо Христос, а только потому, что любит и, любя, не может вынести страдания безнадежно плененного злом человека.

Объяснение это, однако, как будто, не относится к тому чуду, о котором идет речь: к рождению Христа от Девы, к Ее приснодевству… Это действительно единственное по существу своему чудо, если так можно выразиться, тайное, только вере открытое и только верою удостоверяемое, источник свой имеет в нашей вере в то, что Христос есть Бог, ставший человеком, принявший на себя наше человечество, чтобы его спасти. Спасти от чего? Да как раз от полного, безысходного порабощения природе и ее неумолимым законам, что делает нас только частью природы, только материей, только «плотью и кровью». Но человек - не только от природы. Он, прежде всего, от Бога, от свободной Божьей любви, от Духа.

И вот только это утверждает наша вера: Христос от Бога, Божий, Его Отец - сам Бог. С Него, с Его рождения, с Его пришествия в мир начинается новое человечество, которое не от плоти и не от похоти, которой мы подчинили себя, а от Бога. Сам Бог обручается с человечеством в лице лучшего плода Его: пречистой Девы Марии, а через Нее, через Ее веру и послушание дает нам Сына Своего единородного. В мир входит, с нами соединяется Новый Адам, и восстанавливает того - первого, - который был создан не «природой», а Богом. Вот что - с трепетом и радостью - узнаем мы, если верим во Христа, вот почему, принимая Его как Бога и Спасителя, мы узнаем в Матери Его лучезарное приснодевство, и через него - победу в мире Духа и Любви над материей и ее законами.

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.


Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.


Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

8 выбрали

Сегодня в России отмечается Рождество Христово , в то время как во многих других странах его уже благополучно отпраздновали две недели назад. А в каких еще странах Рождество празднуют 7 января? Об этом мы узнаем из нашего путешествия.

Принято считать, что 25 декабря празднуется католическое Рождество, а 7 января – православное. Но это не совсем так, во многих православных странах этот праздник отмечается 25 декабря, например, в Румынии, Болгарии и Греции. Дата зависит от того, каким календарем пользуется церковь. Если церковь не перешла на григорианский календарь с юлианского, она отмечает Рождество 25 декабря "по старому стилю". В современном летоисчислении это соответствует 7 января. Такая ситуация сложилось в Сербской, Иерусалимской, Грузинской и Русской церквях а также на Афоне.

Сербия

Давайте заглянем на Рождество в Сербию. Православные сербы отмечают этот праздник в соответствии с древними традициями.

В сочельник, 6 января, они заготавливают или покупают рождественский букетик, который называется "бaдняк". Он состоит из веточек дуба с сохранившимися с осени желтыми листьями и пучка соломы. После богослужений прихожане разводят костры около церквей, и каждый сжигает свой бадняк. Они вспоминают вифлеемских пастухов, которые развели костер, чтобы согреть новорожденного Иисуса в пещере . Считается, что вместе с дубовым хворостом в огне исчезают проблемы, болезни и горести. А чем больше искорок дает рождественский букетик, тем больше счастья ждет его хозяина в новом году.

На рождественский ужин мужчины готовят поросенка на вертеле, а женщины пекут пироги. Готовятся специальные рождественские булки из квасного теста. Для мужчин они делаются в виде шариков, для женщин – в виде плетениц.


Израиль

Конечно, интересно было бы отметить Рождество Христово, так сказать, в непосредственной близости от места событий, на Святой земле . Впрочем, проще и безопасней посетить Израиль виртуально.

Хотя Иерусалимская церковь празднует Рождество 7 января, положение обязывает отметить его со всеми христианами. Так что праздничные мероприятия начинаются в Вифлееме уже в середине декабря. Там можно посетить Базилику Рождества Христова и темную пещеру – место рождения Иисуса. В рождественскую полночь в ней проводится торжественная служба.

Грузия

В грузинских церквях, как и в России, в ночь с 6 на 7 января проводится торжественное богослужение. После него по всей стране проходят грандиозные праздничные шествия с песнопениями "Алило".

Главная цель крестного хода – благотворительность. Участники, как библейские волхвы, несут с собой дары. После шествия эти подарки отдадут в детские приюты.

Прихожане приносят домой свечи из храма и ставят их на подоконник. Эти огоньки означают, что в доме всегда рады принять Богородицу. Ведь в ту ночь, когда она родила Иисуса в Вифлееме, для них не нашлось даже мест в гостиницах.

Интересная ситуация с датой праздника в Армении – там отмечают Рождество не 25 декабря и не 7 января, а 6 января . Это праздник Богоявления, когда к младенцу Иисусу пришли волхвы. Кажущаяся оригинальность, на самом деле, связана с древней традицией. Изначально Рождество не отмечалось отдельно, оно праздновалось одновременно с Крещением, и этот день назывался днем Богоявления.

А как вы будете отмечать Рождество?



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы