План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ. Великая Отечественная глазами военкоров. Война фотокорреспондента Михаила Савина

Главная / Детская психология

Что такое война? Ответить на этот вопрос может только тот, кто сам познал ее прогорклый, полынный вкус. Одолел все ее адовы круги. Потому-то она у каждого своя, особенная.

Михаил Савин сполна испил ее страшного кровавого варева. Всю войну он прошел с фотокамерой в руках. От первого и до последнего ее дня. Фоторепортером газеты Белорусского военного округа "Красноармейская правда" , впоследствии ставшей газетой Западного фронта, а позднее и 3-го Белорусского фронта.

Нападение фашистской Германии не стало для сотрудников "Красноармейской правды" большой неожиданностью. Тревожные предчувствия витали в воздухе давно. Войну ждали. К ней готовились. Именно из-за осознания ее неотвратимого приближения Михаил, который работал в Минске собкором фотохроники ТАСС, и перешел в 1941 году в редакцию военной газеты. Он хотел заранее подготовить себя к работе на фронте. Война не заставила себя долго ждать.

На протяжении всех долгих военных лет он беспрерывно снимал фронтовые будни. Создавал свою уникальную фотолетопись войны. В своих фотоработах он донес до нас – ныне живущих – ее суровый беспощадный лик. Особую, им самим изведанную, увиденную и прочувствованную быль и боль.

Минск, Гомель и Великие Луки, Днепр, Сож, и Березина. Битвы под Вязьмой, под Москвой. Курская дуга. Освобождение Смоленска, Беларуси, Прибалтики, Восточной Пруссии. Нельзя сказать, что смерть шла за Михаилом по пятам. Он сам ходил за ней, испытывая судьбу, постоянно держал ее за хвост. Со своей камерой он вечно лез в самое пекло. А где еще можно сделать в номер снимки реальных боев?! Только на передовой. На самом переднем крае. "Смерть не просто ходила рядом, бывало так, что она словно вселялась в тебя, и ты чувствовал, что тебя уже нет, а есть она – одна, твоя единственная ", – писал Михаил Савин.

Однако за всю войну ни одного ранения. Ни единой царапины, словно сам Бог хранил его.

Все четыре года войны Савин беспрестанно снимал и снимал жуткий лик войны. Суровый, кровавый, беспощадный. Немудреный окопный быт, атаки, привалы, редкие минуты затишья. Герои его снимков – красноармейцы, офицеры, генералы. Своим верным, прошедшим огонь и воду ФЭДом он выхватывал из смертельной круговерти их светлые улыбающиеся лица, даровал им бессмертие и вечную молодость. На его снимках они навсегда остались молодыми и красивыми. Поправ все законы бытия, остановив бег времени.

Сегодня его дочь - Елена Баркова поделилась с нами записками своего отца, передала его фронтовые снимки и уникальные записки.

Записки Михаила Савина. Так начиналась война

Тихое солнечное утро. Воскресенье. Двор редакции, где были и квартиры сотрудников, пуст. Только несколько ребятишек, собравшись в кружок у стены дома, о чем-то шумно говорили. Я пришел сюда по привычке. Надо было что-то напечатать, кого-то снять, куда-то пойти с товарищами. Но ничего этого сделать не успел: по радио объявили о начале войны. Вскоре я пошел по улицам Минска. На душе было грустно. Город сразу притих. Умолкли воскресный шум, веселье, смех. Люди торопливо расходились по домам. В небе появились первые немецкие разведчики. Голоса людей стали тихими. Говорили мало и почти шепотом, словно солдаты, находясь в разведке. Настроение было каким-то непонятным. Было и страшно, и в то же время чувствовалась уверенность в силе своей страны. Но самое главное, было жаль расставаться с мирной жизнью, с молодостью.

Рано утром, когда солнце было еще невысоко над городом, жители Минска наблюдали за воздушным боем. Вокруг вражеских самолетов рвались снаряды, образуя гирлянды из желтых и серых облачков. Шел бой между истребителями, а тяжелые бомбардировщики делали свое дело – они сбрасывали бомбы на железнодорожный узел. В подъездах, прижавшись к стенам, молча стояли люди. Их глаза были полны ужаса.

10 часов. Поехал на аэродром в Лошице. Снял капитана Новикова, сбившего в первом бою фашистский самолет. Встретился с летчиком Ибатулиным, старым знакомым, которого незадолго до войны снимал как отличника боевой и политической подготовки. Он был утомлен, глаза ввалились, выперли и без того большие скулы. Несмотря на это, он был взволнованно рад. Ведь он также пустил к земле стервятника. Потом сделал еще несколько снимков "технарей", готовивших истребители к боевым вылетам. Среди отличившихся в первых боях был также младший лейтенант И.Д. Чулков, он сбил два немецких истребителя.

Вдруг с запада появились самолеты. Вражеские! И все побежали к щелям. Я тоже прыгнул в ров, чуть не напоровшись на штык винтовки. Тут же начали рваться первые бомбы, земля затряслась, края щели обваливались, засыпая спасавшихся. Бомбы падали все ближе и ближе, и казалось, что вот эта уже наверняка твоя. С каждым новым взрывом люди, прикрывая головы руками, плотнее прижимались к земле. Лиц не было видно, но, судя по съежившимся телам, все испытывали величайший страх первой бомбежки.

Наконец эти страшные минуты, показавшиеся долгими часами, прошли. На летном поле горели два истребителя, горела и деревня, находившаяся невдалеке. Спешу в редакцию. По пути нашел осколок бомбы, который был еще горячий. В редакции его рассматривали с большим интересом, как первый грозный знак войны.

В три часа утра меня разбудили. Вместе с редактором Устиновым и литсотрудником Черневичем поехали в штаб округа. Дивизионный комиссар Лестев рассказал нам, что неподалеку от старой границы идет разгром немецкого десанта, сброшенного ночью. Однако точных сведений не было. Мы немедленно выехали и взяли курс на запад. На дорогах, забитых войсками и беженцами, творилось что-то несусветное – хаос и полная дезорганизация. Кто продвигался на запад, кто на восток… Никто не знал, где идут бои, где какие части, где их штабы, куда идут, их задачи.

Долго мы искали следы десанта. Правда, иногда нападали на слухи, что он где-то был в количестве тысячи человек, потом эта цифра уменьшалась до пятисот, затем до отряда в сто человек. Но истина была, вероятно, в том, что были задержаны несколько беженцев из Литвы, потому как они были не по-нашему одеты и не знали русского языка…

В полдень, подъезжая к окрестностям Минска, увидели большие соединения немецких самолетов, приближавшихся к городу с юго-запада. Вскоре поднялись облака дыма, вспыхнули пожары. Фашисты сбросили свой смертоносный груз. Это была первая крупная бомбежка самого города. Воспользовавшись перерывом бомбежки, мы въехали в город. Разбитые дома, вывороченные и согнутые в кольцо трамвайные рельсы, взорванный водопровод, улицы, усеянные воронками от бомб. Сотни жителей, убитых, раненых, мечущихся среди этого огненного ада.

Едва мы успели добраться до редакции, как начался второй налет. Мы все убежали в соседний дом, бетонные подвалы его были вполне надежными убежищами. Только с наступлением ночи не стали слышны разрывы бомб. Весь город был объят пламенем. Треск догоравших и разрушавшихся домов, стоны и крики людей нарушали наступившую мертвую тишину.

Ночью оперативные сотрудники покинули Минск. Мы пробирались по задымленным улицам. Увидел я и свой дом, разрушенный и горящий. К утру мы были километрах в десяти по Московскому шоссе. Нескончаемой вереницей тянулись жители, нагруженные котомками. Среди них были и актеры МХАТа, приехавшие накануне войны на гастроли. На запад двигались войска, но организованности у них не было. Немецкая авиация, господствующая в воздухе, беспрерывно бомбила дорогу и расстреливала из пулеметов беззащитных женщин и детей, которых было больше в этом месиве. Трупы людей и умирающие лежали на обочинах. На каждом шагу разбитые автомобили, другая техника. Я видел, как озверевшие фашистские летчики охотились даже за одним человеком, бегущим по полю. Просто так, из спортивного интереса.

Проселочные дороги также были забиты людьми и техникой. От разбитой земли поднялась плотная завеса пыли. Погода стояла жаркая, сухая. Дышать было нечем. Вспотевшие лица покрылись толстой серой коркой, словно все надели одинаковые маски.

Измотанные в первых боях, наши части отходили, получали пополнение, залечивали раны, имея небольшой передых. В кустарник на опушку леса возвращались танки из боя. Танкисты были настолько уставшими, что едва стояли на ногах, и первым словом их было "вода". Их лица были покрыты слоем пыли и мазута. Только узкие щелки глаз блестели от волнения и радости, что вышли живыми из смертельного боя. Здесь я встретил командира батальона капитана П.Г. Мазурина. В недавнем бою он своим танком раздавил несколько орудийных расчетов, взял в плен четырех офицеров и двух солдат противника.

Просачиваются скупые сведения с передовой: в приграничных районах идут ожесточенные бои, истекая кровью, стоит непобедимо Брестская крепость.

Так из одного лесного лагеря в другой, от танкистов к пехотинцам, артиллеристам начал я мотаться по широкому пространству фронта. Под бомбежками, под артобстрелами, под взвизгиванием мин снимал, снимал и снимал.

Повстречались мне совсем не героические на вид два бойца: П.Д. Черный и М.Н. Клягин из взвода связи сержанта Волкова. Они первыми заметили колонну вражеских танков, прорвавшихся через наши передовые линии обороны, вступили с ними в поединок. Вместе со своими товарищами они подожгли бутылками с горючей жидкостью семь танков.

В укрытии за бугром стояла зенитная батарея, которой командовал лейтенант Николай Михайлович Леонтьев. Только за два боя отважные зенитчики сбили семь фашистских самолетов. На страницах газеты я показывал героев боев. Бойцы гордились ими, старались подражать им и приумножать их подвиги. Все жили одним желанием – побыстрее разгромить врага. Но никто не знал, что победа придет лишь через долгие четыре года.

Могилев

27 июня мы кое-как добрались до Могилева. Город жил своей предсмертной тихой жизнью. В редакции газеты мне удалось раздобыть некоторые химикаты. Проявил пленки в тарелке, перекручивая ее из одной руки в другую. Температура была слишком высокой, и пленка немного подтопилась. Мой запас пленки, химикатов и увеличитель были положены в объемный железный ящик. Редактор, видя, как я маюсь, посоветовал положить ящик в свою "эмку". Водителю надоело его громыхание, и он выкинул его, не зная, чей это багаж и что в этом ящике.

На дорогах господствовали немецкие диверсанты. Переодетые в нашу офицерскую форму, они давали ложные приказы и порой расстреливали наших командиров. Так они поступили и с нашим замом редактора, но, к счастью, он выжил.

На аэродром, где я хотел поснимать летчиков, принимавших участие в первых боях, иду в сопровождении двух красноармейцев, направивших на меня штыки. Они приняли меня за шпиона, потому что я был с фотоаппаратом. Никакие документы не принимались в расчет. Понадобилось несколько часов для выяснения моей личности. Но с кем выяснять, никакой связи со штабами… Решили прикончить меня немедленно как фашистского лазутчика. Но гроза миновала, все обошлось благополучно. На мое счастье, пришел командир дивизии, с которым я был знаком до войны…"

Такими увидел первые дни войны фотокорреспондент "Красноармейской правды" Михаил Савин.




Вместе жили,
Родине служили
Острое перо и автомат,
Фронтовою дружбою дружили
Журналист, писатель и солдат

Этот стих поэта А. Жарова посвящен журналистам-фронто-викам, которые в годы Великой Отечественной войны вместе с солдатами ходили в атаку на врага, форсировали водные преграды с передовыми подразделениями, дерзко действовали в разведке. А в перерывах между боями писали свои взволнованные яркие и правдивые статьи и очерки о героизме воинов. Да еще заботились о своевременной доставке этих материалов в редакцию.

Вот что говорилось в «Положении о работе военных корреспондентов на фронте», изданном в 1942 г.: «Всем своим поведением на фронте показывать образец дисциплины, смелости и неутомимости в работе, стойко и мужественно переносить все трудности и лишения фронтовой жизни, быть готовым в любую минуту к участию в бою, если этого потребует сложившаяся обстановка».И журналисты отвечали этим высоким требованиям. Лучшим из лучших фронтовых журналистов было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Это Муса Джалиль, Сергей Борзенко, Хусен Андрухаев, Цезарь Куников, Иван Зверев и другие.

Труженники пера обладали такими качествами, как оперативность, знание военного дела, самоотверженность в работе. Журналисты сражались в первом эшелоне, щедро отдавали Родине свой талант и «душевные боеприпасы». Их материалы читались в траншеях и землянках, в цехах военных заводов и в тылу врага. Нередко в штабы из войск приходили телеграммы: «Пришлите снарядов и газет».

В Вооруженных силах издавалось 4 центральные газеты, 19 фронтовых и 124 армейских газет, около 800 дивизионных. Всего издавалось 1433 военных газет и журналов с разовым тиражом 8 млн. 463 тыс. экземпляров. На фронтах и в армиях выходило много газет на языках народов СССР, что являло собой один из ярчайших примеров единства и братства наших народов.

В редакциях трудились тысячи журналистов, писателей и художников, в том числе А. Толстой и М. Шолохов, А. Твардовский, Б. Полевой, А. Фадеев, Н. Тихонов, И.Эренбург, К.Симонов, С.Борзунов, К.Воробьев и многие другие.

Тема урока:

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  • Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие- Формировать умение работать с историческими документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции, которые выполняли военные корреспонденты?

Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы.ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист, на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг, обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу (речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V(Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Великая Отечественная война глазами военных корреспондентов

Дисциплина: История отечественной журналистики

Введение

Симонов Константин Михайлович (1915 - 1979)

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)

Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984)

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956)

Список используемой литературы

Введение

Заслуги военных корреспондентов перед страной во время Великой Отечественной войны были очень велики. Очень большое значение имело слово во время войны. Печатные издания несли в себе определенную идеологию, они были способны поднимать боевой дух солдат. Также в функции печатных изданий входили передача опыта, видов обороны и прочей информации, необходимой для того, чтобы у советской армии дела шли успешно. И это всё достигалось, благодаря труду военных корреспондентов - К. Симонова, В. Катаева и других. Каждый из них видел войну по - своему, и отображал свое мнение о войне в газете, с которой сотрудничал.

Симонов Константин Михайлович (1915 - 1979)

В первые годы войны Константин Михайлович Симонов казался непоколебимым. В осаждённой Одессе он написал стихотворение "Если бог нас своим могуществом". На момент написания стихотворения поэт находился в двух шагах от смерти. Но, тем не менее, собственная жажда жизни помогла ему выстоять. симонов катаев шолохов фадеев

С самого начала Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии. Во время Великой Отечественной войны он был собственным корреспондентом газет "Боевое знамя", "Правда", "Комсомольская правда", и т.д. Также он был специальным корреспондентом главного военного периодического издания страны - газета "Красная Звезда" - и все четыре года провел на передовой. Константин Михайлович Симонов побывал на всех фронтах в качестве военного корреспондента: был в Румынии, Польше, присутствовал на последних боях за Берлин. До самой победы Симонов регулярно отсылал свои материалы из многих горячих точек, в которых ему пришлось побывать. Он был бесстрашен и о его бесстрашии слагались легенды. Писал о мужестве и стойкости Красной Армии, о жгучей ненависти к фашизму, о солдатской дружбе, верности и любви. И уже к декабрю 1941 года он стал известным во всех боевых частях публицистом. Задачей Симонова как военного корреспондента было показать дух Армии. Поэтому его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев работал в газетах "Красная звезда" и "Правда". Также во время войны Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы ("Третий танк", "Флаг", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек"). Огромную популярность принесла писателю повесть "Сын полка". В ней Валентин Петрович отразил все свои впечатления того времени. Катаев не пишет о боях, о сражениях, а спокойно рассказывает о том, как тяжело было бойцам на фронте, показывает суровые будни войны, а также затрагивает тему детей на войне. Военный корреспондент Катаев видит войну во всей её неприглядности, показывает тяжёлые и суровые военные будни, передаёт всю боль и горечь от гибели человека, но, в то же время, он пишет о войне спокойно и сдержанно, почти не проявляя ярких эмоций.

Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984)

Во времена Великой Отечественной войны Михаил Александрович был военным корреспондентом газет "Красная Звезда" и "Правда". Он часто выезжал на фронт. Очерки Шолохова "На Дону", "На Смоленском направлении" имели большую популярность и публиковались в разных изданиях. 22 июня 1942 года газета "Правда" печатает очерк "Наука ненависти". Это рассказ о фашистах, о лагерях смерти и о жестоких порядках в этих лагерях.

Также во время войны Шолохов начал публиковать главы из своего нового романа "Они сражались за Родину". Главы публиковались с 1943 по 1944 год в газетах "Правда" и "Красная Звезда".

Военный корреспондент Шолохов вёл фронтовые записки. Прочитав их, можно понять, как писатель видел войну. Вот строки из них:

1. " Сейчас такая обстановка, что ходишь, как призрак - не то жив, не то мертвый. Был ужасный день и ночь наступает. Скоро упаду и не встану от усталости без сна. Мне так сейчас тяжело, что для меня все равно, - жить или умереть " . (Из письма бойца 4.2.45. под Кенигсбергом).

2. В Калужскую обл.: " Какие идут сейчас жестокие бои под этим проклятым Кенигсбергом и до чего сейчас трудно не спавши, в походе, мокрые и при том под пулями и снарядами. Эх, Маруся, не знаю переживу или нет этот трудный суровый период жестоких боев " .

3. " …Миномет произвел 7725 выстрелов. Разрыв дульной части ствола, поврежден вертлюг и контргайка двуноги лафета, отбит кронштейн прицела и разбит прицел МП-41. Мина вылетела из ствола и упала в районе н/й (нейтральной - авт.). Миномет вел методический огонь (через 50 секунд выстрел), поддерживая нашу силовую разведку. Предположительно: разрыв произошел вследствие усталости металла… " .

4. " Кр-ц (красноармеец - авт.) одной в/ч говорит: " Люди устали. Война мне страшно надоела, а конца ее не видно. Приходится не только воевать, но и много работать, а сил уже нет " .

О воинах-фронтовиках писатель говорил так: " Это они грудью прижимались к дулам немецких пулемётов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, это они шли на таран в воздухе, прикрывая от бандитских налётов родные города и сёла, это они тонули в солёной воде всех морей и океанов, омывающих нашу Родину, и, в конце концов, спасли человечество от фашистской чумы, распростёршей над миром чёрные крылья". Солдату ничто человеческое не чуждо - таким был взгляд Шолохова на человека на войне. Поэтому и герои таких произведений Шолохова, как "Они сражались за Родину", представлены персонажами, совершающими подвиги и даже не догадывающимся об этом: просто этого требовал их долг, они делали всё, что могли сделать. И поэтому предстают перед читателями прекрасными, отважными и смелыми людьми.

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956)

Александр Александрович Фадеев был военным корреспондентом Совинформбюро и газеты "Правда". По заданию редакции он часто выезжал на фронт. Его статьи и очерки о зверствах немецко-фашистских захватчиков, о подвигах советских воинов и партизан, читала вся страна. В годы Великой Отечественной войны основной темой в творчестве Фадеева стала тема защиты социалистической Родины от немецко-фашистской агрессии.

Александр Александрович Фадеев хотел видеть настоящую войну и находился на передовых рубежах общенародной схватки с фашизмом. Борис Полевой рассказывал о работе Фадеева: "Когда-то он в числе делегатов партийного съезда с винтовкой и парой гранат в руках бежал по ровному, отполированному метелями льду Финского залива на неприступные форты мятежного Кронштадта. И теперь он заявил, что хочет видеть подлинную войну, даже если не даст в корреспонденцию ни одной строки".

В 1942 и 1943 годах журналист прилетал в осаждённый Ленинград. Он написал очерки о защитниках города, о его героях, которые не сдали родной город врагу, а стояли на его защите. Эти очерки были напечатаны в центральных газетах и журналах, а в 1944 году вышли отдельной книгой, которая называлась "Ленинград в дни блокады".

В очерках основной темой была тема трудового подвига людей. В них рассказывалось о водолазах ЭПРОНа, обслуживающих ледовую трассу, о рабочих Кировского завода, которые жили и работали под артиллерийскими обстрелами... Писатель рассказал о людях, которые извлекали раненых и контуженых людей из-под обломков и завалов, которые с опасностью для своей жизни тушили зажигательные бомбы и т.д.

В этих людях писатель видит и раскрывает черты нового человека, с особенной силой проявившиеся в трудные годы войны.

Список используемой литературы

"АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:

Текст к разделу "Война священная"" [Электронный ресурс]. // "Сайт - Молодая Гвардия-". URL: http://www.molodguard.ru/gallery119text.htm (Дата обращения 2.04.2014)

Берман Д.А., Толочинская Б. К.М. Симонов. Библиографический указатель. М. Книга 1985г.

Вишневская Инна. Константин Симонов: очерк творчества.

Советский писатель, 1966

Воронов В.А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. -- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985

Жбанников А.С. Михаил Шолохов -- больше, чем писатель. -- Ростов-на-Дону, 2006.

Л. Лазарев. Военная проза Константина Симонова. 1974

Лукин Ю.Б. Михаил Шолохов (1952, 2-е изд., 1962).

Луценко Ф. Творчество Валентина Катаева. -- Воронеж, 1959.

Скорино Л.И. Писатель и его время. Жизнь и творчество В.П. Катаева. -- М., 1965.

Шошин В.А. Катаев Валентин Петрович // Русские писатели, XX век.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История книжной культуры военного времени. Печатные средства массовой информации во время Великой Отечественной войны. Книгоиздание, публицистика времен войны, статьи военных корреспондентов, их роль и место в истории Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Оценка деятельности американских журналистов, освещающих вьетнамскую войну. Организация репортерами ежедневных пресс-конференций, брифингов, подготовка пресс-релизов и интервью с представителями командования. Участие корреспондентов в военных операциях.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2014

    Ознакомление с историей становления военной журналистики в России. Проведение сопоставительного анализа личностей военных корреспондентов различных войн и выявление тенденции того времени. Рассмотрение ситуации с журналистикой в современном мире.

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Разница между первой и второй Чеченскими кампаниями для российских СМИ. Инфо-война, начавшаяся одновременно с началом традиционных военных действий. Хитрости для ведения новой войны. Политика РФ в отношении информации, предоставляемой боевиками.

    статья , добавлен 28.04.2015

    Методы и приемы освещения военных и этнополитических конфликтов в средствах массовой информации. Основные отличия информационной войны от обыкновенной. Политическая направленность и отдельные подходы освещения Первой чеченской войны в российских СМИ.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Стилистические признаки произведений. Публицистика и ее суть. Константин Симонов и Илья Эренбург – фронтовые публицисты. Душевная сила и красота, самоотверженность и мужество симоновских публицистических героев. Популярность военных статей Эренбурга.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Журналисты военной поры и формирование чувства патриотизма посредством журналистского слова. Судьба И. Эренбурга в период Великой Отечественной войны. Проблематика очерков о зверстве фашистов на оккупированной территории, примеры героизма советских людей.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

    История советской журналистики в предвоенные годы. Определение роли журналистов на войне. Выявление методов изучения публицистики. Рассмотрение работы советских журналистов на идеологическом фронте. Развитие данного творчества в послевоенное время.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Общественная и литературная деятельность Короленко. Статьи и речи о "Мултанском деле". Письма Короленко В.Г. Луначарскому. Реалии нового времени. Журналистская деятельность Короленко, связанная с журналом "Русское богатство". Очерки Короленко об Америке.

    реферат , добавлен 25.09.2012

    Этапы и основные периоды развития военно-исторического движения. Организация PR-кампании в деятельности военно-исторических клубов; использование музейной работы по продвижению проекта клуба "Нарвские ворота" по реконструкции Отечественной войны 1812 г.

10:00 09.05.2011

Журналистику считают одной из самых опасных профессий, ведь желание быть в курсе всех дел и совать нос во все подряд не всегда добром заканчиваются... для носа. Но фингал под глазом и хамство "звезд" шоу-бизнеса в сегодняшнее время не сравнимо с теми рисками, которым подвергали себя журналисты во время Великой Отечественной войны. Сегодня, 9 мая, я хочу рассказать хотя бы малую толику того, что делали советские военные журналисты.

Военный фотокорреспондент «Известий» Д. Бальтерманц снимает на станции Раздельная-1. Под Одессой, 1944 год

По информации Центра экстремальной журналистики , писать о войне могли только определенные издания: «четко прописаны издания, имеющие право посылать своих корреспондентов на фронт: «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Комсомольская правда». Отдельно подчеркивается, что для корреспондентов необходимы «опыт журналистской работы и обладание необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний». Более того, все постоянные военные корреспонденты зачислялись в кадры Красной Армии. В документе («О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утвержденного в 1042 а. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии)» - МедиаНяня ) написано, что именно следует писать журналистам на войне: «Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования». Военные корреспонденты СССР были подотчетны редакции газеты, Совинформбюро, ТАСС и Радиокомитету».

Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика старшего ефрейтора Альфонса Баушхофа

На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка ». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».

Бывало и такое, что военные журналисты иногда сами сочиняли героические факты, но чаще всего сотруднику СМИ нужно было хорошенько потрудиться, чтобы получить материал. Для этого они и шли в бой вместе со своими военными подразделениями. Об этом упоминается на сайте russiagreat.com : «По статистическим данным в процентном отношении журналистов гибло возможно больше всего. Редакции требовали от своих корреспондентов материал, не интересуясь, какой ценой будут добыты эти сведения. В Красной Армии, в отличие от американской, не было специальной пресс-службы для работы с прессой. Никто из командующих или представителей командования не давал развёрнутых пресс-конференций для газет. Чтобы взять интервью у Конева, корреспонденту Борису Полевому надо было заявить о себе не только, как о мастере пера, но и примелькаться на передовых, беря интервью и материалы для своих заметок с горячих точек. И уже потом командующий фронтом допустил до себя журналиста "Правды". Даже будучи сотрудником такой газеты, трудно было просить об этом интервью, а что говорить о других!



Георгий Липскеров в фотолаборатории фронтовой газеты. 1944 год

"Советские журналисты по совместительству носили и офицерские звания, что заставляло их в трудную минуту становиться, на место убитых офицеров и даже рядовых. Сотрудник "Правды" Борзенко был направлен редакцией для освещения событий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему, по званию пришлось взять на себя руководство обороны захваченного "пятачка". Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он - единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания "Герой Советского Союза".

Журналистское сообщество держалось дружно, и, тем не менее, каждый мечтал "вставить фитиль" коллегам из "конкурирующих" изданий и первым послать какой-нибудь сенсационный материал. Но придумать, или раздуть какой-нибудь незаметный эпизод до маштабов грандиозных событий было трудно. Материалы о героических подвигах, поступающие в газеты, перепроверялись. Во время освобождения города Калинин (Тверь) корреспондент Оскар Курганов написал о советском танке, который почему-то ворвался в город с запада и, пройдя через весь Калинин, вырвался к своим. Был послан ещё один корреспондент, чтобы найти следы странного танка и подробней осветить это событие. Он разговаривал с людьми, которые видели этот танк, ему даже показали следы его снарядов в стене немецкой комендатуры, но ничего более подробного он узнать не смог. И "Правда" не стала давать материала об этом подвиге. (Об этом уже было написано после войны, когда всё-таки нашли этот танк с цифрой 3 на башне (П. Иванов и С. Флигельман "Ярче легенды").

Через практически 70 лет после битвы под Москвой вышла документальная передача о подвиге 28 панфиловцев. Он оказался лишь плодом воображения Коротеева, корреспондента газеты "Красная звезда". Были приведены "архивные данные" прокуратуры СССР от 1948 года, из которых становилось ясно, что не было никакого подвига 28 героев. Правда с натяжкой признавалось, что бой в районе Дубосеково был, но там сражалась 4 рота, а не 28 человек. В четвёртой роте насчитывалось более 100 человек. Сначала говорят о Коротееве, как авторе этой небылицы, а затем и о секретаре "Красной звезды" Кривицком, который поддержал, рискуя как минимум партбилетом, а возможно и головой, заведомую ложь своего подчинённого. Затем, несмотря на то, что ложь всплыла наружу, этот миф был подхвачен советской пропагандой. Несуществующим героям ставились памятники, их именами назывались улицы...»

Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год

Военными журналистами часто всего становились писатели, поэты, сценаристы, в общем, люди творческие. На сайте www.warpress.ru указываются имена некоторых легендарных военных корреспондентов: Иоганн Зельцер , Лев Озеров , Александр Прокофьев , Леонид Пантелеев , Владимир Реданский , Владимир Шляхтерман , Борис Горбатов , Константин Симонов , Илья Гутман , Муса Джалиль , Михаил Шолохов , Роман Кармен , Павел Шубин и другие.

К примеру, Иоганн Зельцер был не только журналистом, но и драматургом, и сценаристом. Он родился в Одессе в 1905 году. После начала Великой Отечественной войны записался добровольцем на фронт. Службу проходил на флоте, а затем стал редактором популярной на то время многотиражной газеты Балтфлота. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». Погиб журналист при исполнении служебных обязанностей на потопленном немецкой авиацией линкоре.

Писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», во время войны стал военным корреспондентом двух газет: «Правды» и «Красной звезды». Часто выезжал на линию фронта, писал много очерков, самыми знаменитыми из которых стали «На Дону» и «На смоленском направлении».

Роман Кармен был оператором на фронте. Сын писателя Лазаря Кармена. Родился в Одессе в 1906 году. Роман был основным создателем документальных фильмов о войнах. Получил известность после работы над документальным фильмом о гражданской войне в Испании в 1936 - 1939 годах. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Во время Великой Отечественной вел съемку сражений под Москвой и под Ленинградом. В 1943 году он же снимал капитуляцию и взятие в плен фельдмаршала Паулюса после Сталинградской битвы, 9 мая 1945 г. - подписание акта о капитуляции Германии. После окончания войны продолжил снимать войны - сначала во Вьетнаме, потом - в Южной Америке.

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американcкими кинематографистами создал фильм «Неизвестная война», который стал откровением для западного зрителя.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма. Режиссер: Роман Кармен. Ведущий Берт Ланкастер. Голос за кадром - Василий Лановой. Год выпуска: 1979.

Юрий Королев пришел на войну в 16 лет. Роман Кармен, который тогда уже был достаточно известным, подобрал Юрию надежную, хоть и старенькую, камеру «Кинап». В качестве военного корреспондента младший сержант Королев побывал на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, а также принимал участие в чехословацких и карпатских операциях. Будучи кинооператором и стрелком одновременно, Юрий Королев совершил на «Ил-10» и «Ил-2» 42 боевых вылета, был награжден боевыми медалями, орденами Красной звезды и Отечественной войны I и II степени. Материал, отснятый им, был включен в кинохроники и полнометражные документальные фильмы о войне. При невыясненных обстоятельствах в 1990 году Юрий Дмитриевич, возвращаясь домой, был зверски убит на Минском шоссе.

Как видите, работа журналиста во время военных действий требовала особого склада характера, ума, смелости и отчаяности.

Но даже на войне бывали моменты, когда военные корреспонденты могли позировать друг другу и сниматься для истории. Вот такие фотографии:



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы