Можно ли крестить ребенка без крестных? Крещение ребенка - что нужно знать. Частые вопросы по поводу крестин

Главная / Развитие и обучение

Многие родители решаются на крещение своего ребёнка ещё в младенческом возрасте. Бытует мнение, что чем раньше малыш познает Церковь и Бога, тем быстрее его начнёт оберегать ангел-хранитель.

Что такое таинство крещения?

Ребёнка необходимо крестить. В первую очередь, это возрождение человека. Три раза погружают тело в воду, при этом обращаясь к Пресвятой Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу. На грешной земле человек умирает, но появляется и возрождается для вечной жизни. Бытует мнение, что если человек не прошёл этот таинственный обряд, он не может спокойно посещать церковь.

В итоге получается, человек при крещении спасается от всего злого и нечистого. С этого момента ангел-хранитель не покидает людей, а следует за ними везде. Даже если у человека случается беда, это означает какое-то предупреждение. Тогда необходимо остановиться и задуматься, что вы делаете неправильно.

Многие интересуются, можно ли крестить ребёнка без крёстных. Ведь не у каждого человека есть такие друзья, которым можно доверить судьбу своего малыша. Почему-то в каждой церкви разные ответы. Поговорим обо всём по порядку.

В каком возрасте крестить ребёнка?

Практически все родители задумываются об этом сразу же после рождения малыша. Мы разобрались, что такое крещение ребёнка. Что нужно знать ещё? Родители часто задаются вопросом о том, в каком возрасте необходимо крестить ребёнка. Для этого нет абсолютно никаких ограничений.

Бытует мнение, что лучше всего крестить малыша как можно раньше. Церковь принимает детей с первых дней жизни. Иногда бывают случаи, что кроха родился слабым, и ему необходима помощь. Тогда батюшку просят прийти прямо в больницу к маме и малышу. Часто после крещения малыш быстро идёт на поправку.

Что касается мамы, то после родов она не должна посещать храм 40 дней. Маленькому карапузу нужен родной человек в момент таинства крещения. Поэтому родители крестят ребёнка тогда, когда маме можно посещать церковь, то есть на 41 день от рождения малыша.

Если родители доверяют своего кроху крёстным, тогда его лучше окрестить без мамы на восьмой день. Именно в этом возрасте Иисуса отдали на служение Богу. Как стало известно, в любом случае должно произойти крещение ребёнка. Что нужно знать про возраст, описано в статье. Теперь необходимо разобраться, что нужно для этого таинства.

Готовим принадлежности для крещения

В первую очередь необходим крестик, который говорит о том, что ребёнок прошёл необходимый обряд. По традиции его дарит крёстный отец. На сегодняшний день есть большой выбор нательных крестиков. Их можно приобрести в храме. Крестики могут быть как самые простые, так и серебряные или золотые. Если они покупаются в простом магазине, тогда перед обрядом сначала необходимо их освятить.

Крёстная мать заранее приобретает крыжму (специальное полотенце для крещения). Её в храме не продают. Как правило, одежду для крещения выбирают родители. Она должна быть из мягкой приятной ткани. Помните, что крёстные родители будут раздевать, одевать малыша до и после обряда. Поэтому одежда должна быть такая, чтобы её легко можно было снять и одеть.

Крыжма - реликвия ребёнка, которая сохранится на всю жизнь. Поэтому она должна быть сделана из качественно материала. Бытует мнение, что в крыжме находится невидимая сила, которая при болезнях помогает излечиться. Если ваш малыш плохо себя чувствует, тогда достаньте крестильное полотенце, и после купания по вечерам обтирайте кроху.

Если вас интересует, можно ли крестить ребёнка без крёстных, ответ положительный. То есть это не говорит о том, что у малыша никого не будет. Крёстных может выбрать батюшка.

Обряд крещения ребёнка

Правила везде одинаковые. Раньше родителей не пускали в церковь на обряд крещения. Сегодня же нельзя переступать порог храма только матери. Отец же может снимать на камеру весь обряд, который происходит с его ребёнком. Если у вас нет подходящей пары, спросите священника, можно ли крестить ребёнка без крёстных. Где найти подходящих родителей для этого обряда, священник вам подскажет.

Родителям с малышами необходимо появиться на крещение раньше назначенного срока. Ребёнок должен привыкнуть к атмосфере. Тогда он будет спокойным и легко перенесёт таинство.

В то время, когда пора заходить в храм, крёстная мать должна заносить мальчика, а отец - девочку. Ребёнка нужно положить на специально отведённое место для малышей и раздеть его полностью. Иногда разрешается подгузник не снимать. Затем крёстные родители закутывают маленького человечка в крыжму.

Когда процедура переодевания закончена, крестные родители подносят кроху к купели для совершения обряда. Священник читает молитвы, а крёстные должны повторять за ним некоторые слова. Батюшка всё подсказывает, поэтому не стоит переживать. В момент молитвы крёстным необходимо три раза повторить отречения от дьявола. Перед Богом они клянутся выполнять все заповеди и заботиться о крестнике.

После прочтения молитв освящают воду, в которую батюшка окунает кроху три раза. Иногда просто намочит голову.

Удивительно, но дети после такого обряда не болеют. Ведь вода - святая, она может даже излечить больного.

Затем священник остригает волосы ребёнка крестом, и родители проносят малыша вокруг купели 3 раза. Только после этого крёстные мать и отец одевают малыша и выносят к родителям. Так заканчивается обряд крещения ребёнка. Правила в каждом храме одинаковые.

Возможно ли крещение без крёстной матери?

Ответить на этот вопрос сможет каждый священник. Если вы крестите мальчика, тогда обязательно должен быть у него наставник, который заменит отца. Поэтому ему крёстный папа необходим.

Что касается девочки, то она нуждается в наставнице, когда нет рядом мамы. Поэтому ей нужна крёстная. Выбирайте для дочки вторую маму осознанно. Девочка должна ей доверять и уметь в любое время попросить о помощи свою крёстную.

Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, можно ли крестить ребёнка без крёстной матери. Однако, бытует мнение, что церковь должна заботиться о каждом человеке. Даже если нет крёстных родителей, они не должны отказывать ребёнку в Крещении.

Можно ли крестить ребёнка заочно?

Как говорилось ранее, дети с родителями проходят таинство крещения. Они читают молитвы, дают клятвы. Именно поэтому заочного крещения быть не должно. Ведь если человек не находится рядом с ребёнком во время обряда, не держит его на руках, он по праву не может считаться крёстным папой или мамой.

Если у вас нет близких, кому вы можете доверить своё чадо, подойдите к священнику и попросите о помощи. Он вам не откажет. Батюшка может предложить посторонних людей для крещения, чтобы произошёл обряд по традиции. Если же вы не согласитесь, тогда сам священник вполне может стать отцом перед Богом вашему малышу. В таком случае произойдёт крещение, крёстные родители тогда не нужны. Батюшка окрестит малыша, только обряд будет немножко другим.

Что нужно знать крёстным родителям

Если вы решились на этот шаг осознанно, тогда должны понимать всю ответственность, которая ложится на ваши плечи. Это не означает, что вы должны отмечаться раз в году только на дне рождении малыша. Крёстные родители обязаны духовно воспитывать своего сына или дочь.

После крещения малыша вы становитесь самым родным для него человеком после биологических родителей. Даже бабушки и дедушки отходят на второй план. Вы должны понимать, что если с биологическими родителями случилась беда, крёстные обязаны опекать и продолжать воспитание. Ни в коем случае нельзя отрекаться от своего крестника. Это большой грех.

Родители, которые взяли на себя обязательства перед Богом, должны наставлять ребёнка на путь истинный, помогать ему в трудную минуту как морально, так и материально. Старайтесь научить ребёнка молиться. Он должен знать заповеди Божьи и соблюдать их.

Заключение

В статье мы постарались разобраться, можно ли крестить ребёнка без крёстных. Теперь вы знаете, что церковь принимает любого человека.

Однако помните, что крёстные вашего ребёнка должны быть крещёнными. Не все понимают, почему крестят детей, для чего это надо. Помните, Бог может помочь тогда, когда прошло таинство крещения ребёнка. С этого момента ангел-хранитель рядом и помогает преодолеть трудности.

В этой статье рассказывается о том, можно ли повторно крестить человека.

Крещение — это одно из семи церковных таинств. Это путь в вечную жизнь. В этой статье мы рассмотрим, для чего человек принимает таинство крещения, расскажем о существующих мифах о повторном крещении, а также вы узнаете, в каких случаях первое крещение может быть недействительным.

Можно ли в Православии креститься второй раз в жизни взрослому в церкви с другим именем: правила церкви

Можно ли в Православии креститься второй раз в жизни взрослому в церкви с другим именем: правила церкви

В настоящее время многие люди интересуются, можно ли креститься второй раз. Такое желание мотивировано следующими причинами:

  • Вера в то, что повторное совершенное таинство поможет снять с себя порчу, убрать сглаз, родовое проклятие и решит другие жизненные проблемы.
  • Часто люди хотят повторно креститься, чтобы изменить имя.
  • Многие люди думают, что если при повторном крещении они получат новое имя, которое будет «известно только Всевышнему», то это поможет оберечь себя от воздействия магии. Колдуны будут «проводить магические обряды на старое имя», и поэтому все наговоры действовать не будут.
  • Кто-то хочет креститься повторно из, казалось бы, благих намерений. Крещенные в детском возрасте, эти люди вели греховную жизнь. Но потом они приходят к Всевышнему и думают, что повторное крещение поможет смыть все греховные деяния.


Можно ли в Православии креститься второй раз в жизни взрослому в церкви с другим именем?

Давайте разберемся подробнее, можно ли в Православии креститься второй раз в жизни взрослому в церкви с другим именем? Существуют такие правила церкви:

Крещение — это одно из 7 церковных таинств.

  • Верующий человек во время совершения Таинства трижды погружается в чан с водой с произношением имени Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
  • Во время совершения этого процесса человек умирает для плотской жизни, в которой он много грешит, и рождается для Жизни Вечной. Поэтому повторно креститься нельзя и ни к чему.
  • Пройти процесс крещения нужно каждому верующему человеку для спасения, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
  • В Евангелии четко написано: «Кто будет веровать и креститься, будет спасен, а кто не будет веровать — осужден будет». Все сводится к вере во Всевышнего — Господа Бога.

Крещение едино.

  • Рождение человека происходит один раз, также он и возрождается один раз для вечной жизни через таинство крещения.
  • В молитвенных строках «Символ веры» написано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».
  • Каждый кто произносит эти молитвенные слова, должен четко для себя и отрицательно дать ответ на вопрос о надобности второго крещения.

Крещение — это вера в Троицу, а не оккультная вера в Крещение, как единственное разрешение всех жизненных проблем.

  • Крещение не решит конкретные или любые житейские проблемы и не станет «оружием» для снятия колдовских чар.
  • Блаженный тот человек, который слепо следует заповедям Господним, а не слушает чародеев, колдунов и идолослужителей. Это написано в Откровении Иоанна Богослова, Апокалипсис, глава 22, 15.

Запомните: Православный человек, если он живет по заповедям Божиим, находится под сильной защитой церкви. Ему не грозят разные колдуны и экстрасенсы и он не боится порчи, сглаза, родовых проклятий и прочую оккультную гадость. Его охраняет от нечисти и злых языков Сам Всевышний!



Выше были описаны правила церкви о Крещении. Они действуют одинаково как для взрослых, так и для детей. Поэтому на вопрос: можно ли перекрестить ребенка второй раз в церкви на другое имя, ответ любого священника будет однозначным: «Нет». Духовное появление человека на этот свет может быть только единожды.

Часто мама или папа хотят перекрестить своего чада и сетуют на то, что им не нравится, как крестные исполняют свои обязанности. Они не выполняют их, не навещают малыша, не ходят с ним в церковь и не занимаются его духовным воспитанием.

Важно: Только отец и мать ответственны за духовный рост своего малыша, и только потом эту ответственность несут восприемники — крестные родители.

  • Вы должны сами жить, соблюдая заповеди, исповедоваться, приходить на причастие и в церковь по воскресениям и праздникам. К этому нужно приобщать и своего ребенка. Молитесь постоянно сами и учите этому своего ребенка.
  • Если вы сами этого не делаете, то крестный родитель, даже если он будет ответственно относиться к своим обязанностям, не сможет должным образом духовно воспитать вашего малыша. Ведь дети подражают своим родителям.
  • Смысл крещения заключается в перерождении человека, которое совершается только раз в жизни. На человека сходит благодать Святого Духа.
  • Во время священнодействия ребенок все это получает. Родители должны помочь своему малышу не растерять дары Бога и двигаться навстречу ему.

Если увлекаться верой в оккультизм, то Господь может попустить на человека скорби, болезни и другие проблемы. Поэтому настоящий православный христианин должен отрицательно относиться к оккультному учению, так как это бесовское учение. Ведь нет ничего общего между тьмой и светом.



Существует много случаев, когда людей крестят дома какие-то бабушки-соседки.

  • Это обычно происходит с людьми, которые живут в деревнях, далеко от города, и они не хотят специально долго ехать, чтобы покрестить себя или своего ребенка в церкви.
  • Часто бывает так, что от далекой деревни до города невозможно доехать, так как транспорт не ходит.
  • Поэтому, если первый раз крестили дома и не церковный служитель, то можно повторно креститься в церкви.
  • Еще бывают такие случаи, когда люди не уверены, что они крещенные. Например, нет свидетелей, а они сами точно не уверены. В этом случае можно креститься, но нужно сообщить батюшке о своем сомнении. При совершении Таинства Крещения, во время чтения молитв, он добавляет «аще не крещен», что означает в формуле этого Таинства «Полагаемся на Бога».

Если человек крещен не священником, нужно обязательно прийти в храм для совершения полного Таинства Крещения.



Православный христианин должен верить только в Бога. Только Всевышнему известна наша судьба, он знает о наших грехах и помыслах.

  • Поэтому верующий человек и священнослужитель на вопрос, если перекреститься заново, изменится ли судьба, ответит однозначно: «О нашей судьбе известно только Богу!».
  • Изменения не могут произойти, так как судьбой распоряжается только Господь, а повторное крещение — это грех, в котором нужно будет каяться.
  • Любой священник знает, что оккультное учение о смене имени или повторном крещении признается несостоятельным.
  • Пусть у человека будет хоть десять имен, но знание их всех не дает над ним никакой власти, если не будет на то попущения Божия.

Поэтому нужно следовать заповедям Божиим и жить по его канонам, а не верить разным оккультным наукам и учениям магов и экстрасенсов.



Выше было написано, что повторное Крещение — это грех. Священники не будут второй раз крестить человека, если знают, что его первое Таинство было истинным. Поэтому на вопрос: «в каких случаях перекрещивают человека?», будет однозначный ответ: «Ни в каких».

Совет: Если у вас возникают какие-либо сомнения в жизни, обратитесь к священнику со своим вопросом. Он обязательно поможет и даст ответ согласно Законам Божиим и его заповедям.

Повторное крещение возможно, если первое признано недействительным, то есть было совершено дома и не священнослужителем. У каждого Батюшки существует ответственность — 47 Апостольское правило. Оно гласит следующее:



Для священника грехом считается следующее:

  • Второе крещение, если первое было истинным.
  • Отказ священника от совершения Крещения, если первое было неистинным (совершено еретиками, раскольниками).

В нижеследующем видео, священник подробно рассказывает, можно крестить человека второй раз.

Видео: Повторное крещение. Священник Максим Каскун

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Можно ли креститься второй раз, мы видим из слов одной из главных православных молитв, которая называется «Символ веры». Ее произносят во время божественной литургии, а также во время совершения Таинства Крещения. В этой молитве есть такие слова: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Это значит, что мы должны знать о большой силе Таинства Крещения. По канонам Православной Церкви, каждый человек должен креститься один раз в жизни. Если он осквернил свою совесть различными греховными поступками, то он может ее омыть в Таинстве Исповеди или Покаяния. Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах во время Исповеди человек получает прощение от самого Бога.

Можно ли второй раз креститься? Бывают ли исключения?

Можно ли второй раз креститься, спрашивают люди, которые не уверены в том, что сохранили благодать Таинства Крещения. Возможно, такое стремление появляется у человека, когда он чувствует, что отпал от учения Православной Церкви. В этом случае требуется его искреннее покаяние и участие в исповеди. Исключением может быть только тот факт, когда мы точно не знаем, был ли крещен этот человек. Во время советской власти многие люди крестили своих детей тайно, так как опасались гонений. Они всячески старались скрыть этот факт. Если они не вели церковную жизнь, не причащали своих деток и не водили их в церковь, то когда эти дети вырастали, они часто точно не знали, били ли они крещены. Крестить человека дважды нельзя, поэтому чтобы не совершать Таинство Крещения два раза, священники во время Крещения человека о котором неизвестно, был ли он крещен или нет, произносят дополнительную фразу. Они говорят: «Аще не крещен». Это значит «если не крещен», то тогда крещается раб Божий или раба Божия, - и называют имя человека, - во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь. Правила Крещения предполагают, что это Таинство является полным и совершенным. Поэтому оно может совершаться только один раз в жизни человека.

Последнее время многие «захожане» задают один и тот же вопрос: можно ли креститься со вторым именем? И это, как правило, не Рустэмы и Тимуры, которых так или иначе нужно крестить с другим именем (ведь нет таких имен в святцах), а вполне себе обычные Иваны и Марии. Бывают и вариации вопроса: можно ли креститься повторно или поменять имя, данное в Крещении. Причина этого явления очень простая: в интернете сейчас очень распространены советы разных «белых магов» и прочих оккультистов о борьбе с порчей путем… перекрещивания.

Вредные советы

Начнем с примеров. Вот какие «полезные советы» дают в интернете для тех, кто хочет креститься сам или крестить ребенка. Нельзя крестить ребенка сразу после отпевания в храме, нельзя вытирать воду, которая выплеснулась на пол во время Крещения, нужно позвать на Крещение четное количество гостей. Эти и многие другие советы мы читаем как на самых разных эзотерических сайтах, так и на вполне благопристойных сайтах для молодых родителей.

Но самым выдающимся советом является следующий: «Если вы возьмёте себе при Крещении иное имя, порчу вам сделать станет значительно сложнее, поскольку «адрес изменился»». Читаем дальше: «Абсолютное большинство церковных батюшек не одобряют идею повторного крещения и скорее всего откажутся проводить ритуал, если вы им откроете всю правду. Так что вам придётся слукавить и сказать, что Крещение будет проводиться впервые. И сразу же называете только то новое имя, которое вы подобрали! Если у вас потребуют официальный документ (например, паспорт) для проверки имени, просто идите в другую церковь».

То есть для того, чтобы креститься с другим именем, нужно соврать! И соврать в храме. Давайте дадим оценку этому совету с точки зрения православия: человек пытается отгородиться от порчи путем совершения магического действия. И чтобы обряд точно «подействовал», советуют совершить грех, советуют соврать в храме. Как мы знаем, лукавому нужна одна жертва – человеческий грех. И эту жертву надо принести лукавому.

Всё это напоминает советы, как «правильно» гадать на святках: надо украсть свечу в храме и т.д. То есть для того, чтобы лукавый ответил на твои вопросы, нужно совершить грех воровства. Ну или любой другой грех. Главное – грех. Главное – принести жертву дьяволу.

Церковь против Крещения со «вторым именем» просто потому, что не верит в порчу. Мы, православные люди, верим в то, что Господь посылает нам только то, что необходимо в нашей жизни. Да, зачастую это бывают какие-то испытания и скорби, но они нужны для нашего спасения.

Если православный христианин живет нормальной духовной жизнью, если он регулярно причащается, исповедуется, постится и т.д, то никакая порча его не возьмет. В Евангелии есть следующие слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). То есть нельзя быть «средним», не хорошим и не плохим. Если человек не со Христом, если он не живет церковной жизнью, то он становится противником Христа. Если современный человек не заполняет свою жизнь Богом, не ставит Его во главу угла, то в его жизнь приходит лукавый и с удовольствием поселяется в ней. И если нет духовного опыта, нет жизни со Христом и во Христе, то человек начинает «защищаться» от лукавого всякого рода магическими действиями. Борется с порчей и вешает подвеску или амулет, а потом доходит и до таких крайностей, как Крещение со вторым именем.

Бороться с порчей «магическими способами» – это то же самое, что заливать костер бензином или лечить диабет сахаром.

Поменять имя

Еще одна печальная вариация борьбы с порчей и привлечения удачи – это желание поменять имя. Для православной традиции характерно понимание, что святой, в честь которого назван человек, – это пример для подражания в духовной жизни. Крестили в честь миссионера – должен стараться проповедовать, крестили в честь преподобного – проявлять смирение и воздержание в своей жизни. Но суеверие искажает и это. Некоторые люди считают, что если крестили в честь мученика – значит, всю жизнь будешь мучится. Хочешь избежать этого мучения – меняй имя. Обратите внимание: не меняй жизнь, а меняй само имя. Иди по пути наименьшего сопротивления – этот призыв в высшей степени странен для христианина, к которому обращены слова Спасителя: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Православие знает только один способ изменить имя – монашеский постриг. Но это способ только для тех, кто очень сильно хочет изменить свою жизнь.

Подробнее я уже писал о выборе имени для Крещения и не буду повторяться.

Крестите еще раз

Есть и еще одно, совсем страшное проявление «борьбы с порчей» – это попытки креститься повторно. Логика этих «полезных советов» та же самая: если на имя при Крещении навели порчу, то надо поменять его. Лучше всего путем второго Крещения. Напомню одно интересное выражение: «дьявол – обезьяна Бога». То есть дьявол как бы пародирует всё то, что делает Господь. В традиционном православном понимании Крещение – это начало новой жизни, второе рождение человека от «воды и Святого Духа». Дьявольская пародия на Крещение – второе крещение – ставит перед собой одну цель: решить какие-то житейские проблемы. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4).

Христианин крестится в смерть Христову с тем, чтобы с Ним пострадать в жизни и потом воскреснуть. Господь Сам призывает своих учеников взять на себя Его иго: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Обратите внимание: мы верим в Крещение как призыв следовать за Христом непростым, но верным путем. А «второе крещение» – это попытка креститься ради решения проблем земных. То есть настоящий сатанинский путь.

И в заключение напомню один момент из житий древних святых. Многие мученики первых веков на вопрос об их имени говорили, что имя им христианин, и это имя для них самое главное в их жизни. Настолько важное, что они шли ради него на смерть, а уж никак не пытались сменить его ради получения земных благ.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы