Когнитивные расстройства: спектр нарушений от легкого дефицита до деменции. Снижение умственных способностей с возрастом Клиническая картина заболевания

Главная / Здоровье

Расстройства класса шизофрения – это наиболее распространенные психические расстройства. Шизофрения имеет характерные признаки: легко диагностируется в наше время, однако тяжело поддается лечению.

Шизоподобные расстройства могут развиваться внезапно, у вполне здорового человека. При этом возраст проявления шизофрении охватывает все возрастные группы.

Основные черты расстройств сходного с шизофренией характера включают в себя:

  • Возможность проявления независимо от возраста;
  • Эмоциональная составляющая мобильной восприимчивости ярко выражена;
  • Наличие волевой составляющей мобильной восприимчивости;
  • Наличие интеллектуальной составляющей мобильной восприимчивости.

Признаки и симптомы шизофрении, и шизоподобных расстройств подобного класса включают в себя:

  • Бредовые суждения, слуховые и визуальные галлюцинации, и другие психические патологии, включая продуктивную симптоматику;
  • Снижение жизненных резервов, снижение физического и психического тонуса. Полная апатия, снижение интереса к жизни, включая социальную и физическую сферу человека;
  • Проявление шизофрении приходиться на период между тринадцатью и восемнадцатью годами. За исключением ювенильной шизофрении (проявление которой приходится на младший школьный/дошкольный возраст).

Интеллект при различных видах шизофрении — Аутизм

Аутизм – психическое и соматическое расстройство, которое наличивствует в себе специфику . Так, интеллектуальные способности при аутизме имеют частичный характер. Человек может являться гением в той или иной области науке.

Однако психическая часть развития аутизма, подразумевает в себе психическое расстройство, которое затрагивает фактор социального общения.

Очень часто шизофрению путают с различными , так как оба этих психических расстройства имеют похожие симптомы.

Интеллектуальная амбивалентность, проявляющаяся при шизофрении, также является отличительной особенностью развития интеллекта в целом. Способность скрывать свою шизофрению, как и способность грамотно и логически обуславливать свою бредовую симптоматику является, первыми признаками преображения интеллекта.

Первые проявления шизофрении, такие же, как и у аутизма. Также в этом у индивидуума начинают проявляться прочие шизоидные признаки, включая: наличие амбивалентности (во всех проявления), галлюцинаций и бреда.

Галлюцинации и бред, которые проявляются в процессе развития данного шизофрении очень часто путают с проявлением бурной фантазии. Все эти факторы очень сильно затрудняют диагностирование болезни. Зачастую вплоть до окончания подросткового возраста, человек может не подозревать о наличии у себя шизофрении.

Шизофрения – воспитание и интеллект

Несмотря на то, что шизофрения напрямую влияет на интеллектуальные способности человека, эта болезнь имеет далеко не самую главную роль.

Так, немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей играет воспитание человека. Люди, обучением которых занимались в детстве гораздо более интенсивно, имеют гораздо меньший риск получить данное психическое заболевание.

Подтверждения этому факту можно найти в различных источниках медицинской и психологической литературы.

Роль воспитания немаловажна, так как она влияет также и на наличие эмоциональной составляющей, которая играет немаловажную роль в дальнейшем развитии интеллекта.

Амбивалентность и Резистивность

Излишняя холодность матери по отношению к своему чаду, усугубляет возможность проявления различных психических расстройств, в том числе и шизофрении. Нельзя недооценивать общий факт наличия стрессов при развитии интеллекта.

При большом количестве стрессов в виду низкой амбивалентности и резистивности индивидуума в младшем школьном возрасте, есть повышенный риск получить не только шизофрению, но и аутизм. Оба этих заболевания в значительной мере влияют на развитие интеллектуальных способностей и особенностей когнитивного восприятия.

Амбивалентность – это способность воспринимать влияние, поддаваясь и видоизменяясь согласно самому влиянию.

Резистивность – способность сопротивляться негативному психическому/физическому влиянию на организм.

Мнения ученых касательно влияния шизофрении на интеллект в значительной мере расходятся. Есть несколько весьма несходных между собой мнений:

  • Одна из групп ученых считает, что интеллект при шизофрении страдает весьма в малой степени, или не страдает вовсе. Все связанные с интеллектом нарушения больше затрагивают волевую сферу человека. А аутизм является напрямую нарушением эмоциональной сферы.

    Человек с психическим расстройством в большей мере утрачивает свои навыки социального восприятия. (В частности это можно заметить в случаях с параноидальной шизофренией, интеллектуальные способности при которой не затрагиваются, в общем);

    Известный математик, лауреат нобелевской премии, Джон Форбс Нэш страдал от проявления параноидальной шизофрении. И именно параноидальная шизофрения помогла ученому составить уникальную математическую модель, которая и сделала его лауреатом нобелевской премии.

  • Вторая группа считает, что не шизофрения влияет на интеллектуальные патологии, а наоборот уровень интеллекта больше влияет на проявления шизофрении. Это мнение подтверждает тем фактом, что гораздо больше людей страдает от шизофрении, в том случае если их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или ниже;
  • Третья группа считает, что шизофрения и интеллектуальные способности имеют обоюдную взаимосвязь. Нарушения в мышлении, которые вызывают шизофрению в дальнейшем, усугубляются под воздействием самого психического расстройства. Именно когнитивная сфера наибольшим образом страдает под воздействием эмоциональной и волевой. Нарушение я-образа в таком случае может снизить интеллектуальные способности человека на физическом или психосоматическом уровне;
  • Последняя группа считает, что изменение функций интеллекта завязано не столько на самой шизофрении, сколько на подспудных факторах. Именно лечение шизофрении (его медикаментозная составляющая) напрямую влияет на нейроны головного мозга. А нейролептики, а антипсихотики, действие которых до сих пор до конца не изучено, изменяют человека полностью.

Шизофрения достаточно сложно диагностируемое заболевание. Это накладывает определенные ограничение на изучения патогенеза болезни в целом. Можно лишь с полной уверенностью утверждать о первопричинах, которые вызывают нарушения интеллекта.

Несмотря на обилии теорий утверждающих обратное, можно судить о том, что Интеллект при шизофрении сохраняется полностью. Изменяется только само восприятие, которое влияет не на уровень интеллекта, а на сферу его применения.

Так, больной шизофренией использует свои когнитивные ресурсы не для того чтобы вести полный образ жизни, а дл того чтобы логически обосновывать свой бред, или скрывать свою болезнь.

Дофаминовая стимуляция

В виду особенностей протекания шизофрении, стоит сказать о том, что наиболее популярной остается теория, дофаминовой стимуляции.

Дофаминовая стимуляция – основная причина, возникновения и развития многих психических заболеваний. Также именно дофаминовая стимуляция, которая впоследствии вызывает дофаминовую зависимость.

Дофаминовая зависимость является первоисточником для наличия иного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, сексуальной, токсической, адреналиновой, и прочих.

Дофамин является первоисточником для выработки норадреналина и адреналина. А также является гормоном, который может вызвать чувство счастья и наслаждения.

Именно сторонники дофаминовой теории, а также влияние её на течение болезни вывели формулу, которая позволяет в значительной мере облегчить течение шизофрении при помощи препаратов класса: нейролептики, и антипсихотики. Побочным эффектом применения таких препаратов, является состояние хронической депрессии, которое может возникнуть у человека, страдающего от шизофрении. Также именно нейролептики снижают функции когнитивной сферы человека.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека.

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта. В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект. Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении могут не проявляться долгое время. В виду некоторых особенностей организма человека, таких особенностей может не быть вовсе.

Однако если шизофрения протекает достаточно мягко, и наблюдаются стадии ремиссии, интеллект практически не затрагивается.

В случае же злокачественных вариантов проявления шизофрении (быстро прогрессирующая шизофрения, сопутствующие психические отклонения, которые не позволяют в полной мере использовать атипичные антипсихотики), снижение умственных способностей выражается достаточно явно.

В большинстве случаев, изменяется не уровень интеллекта, сколько проявляется свойства волевого-эмоционального эффекта, когда человек не использует свой интеллект, или использует его в качестве способа скрыть свою болезнь.

В таком случае невозможно скорректировать интеллектуальные способности, однако возможно скорректировать поведения, сделав человека социально вменяемым. Это процесс проводят при помощи специальных психотерапий, которые позволяют больному полностью осознать наличие у себя болезни, что впоследствии способно замедлить развитие болезни и изменить сферу применения интеллекта (в случае эффекта эмоционально-волевой амбивалентности.)

Главной особенностью изменения интеллектуальных способностей заключается в изменении способа, которым составляется логическая цепочка. Это было обнаружено, когда больных шизофренией заставляли решать сложные задачи.

С такими задачами, шизофреники справлялись гораздо быстрее, чем здоровые люди. Однако когда шизофреникам давали, достаточны, просты е задачи, они их не могли решить, так как зачастую искали подвох или создавали почву для дополнительных суждений, которая по очевидным причинам мешала решить поставленную задачу. Такие изменения интеллекта наибольшим образом проявлялись при диагнозе: параноидальная шизофрения. И наименьшим образом такое изменение мышления проявлялось при ювенильной шизофрении.

Ювенильная шизофрения: психическое расстройство класса шизофрения. Основная : возраст её проявления.

Ювенильная шизофрения проявляется в очень раннем возрасте: известны были случаи, когда такой диагноз ставали детям в возрасте от пяти лет.

При этом далеко не всегда удается поставить правильный диагноз, вместо ювенильной шизофрении очень часто диагностируется психическое расстройство – не уточненный неорганический психоз. Он имеет одну особенность. В виду неточности критериев, определяющих подтипы шизофрении, не уточненный неорганический психоз является самым часто употребляемым диагнозом.

Основная особенность ювенильной шизофрении – отсутствие

И изменения когнитивной сферы восприятия человека. Вместо этого человек становиться подвержен галлюцинациям, которые наиболее активно проявляются во время приступов.

Психотерапия как наука в наше время находиться на достаточном уровне развития, для того чтобы провести и назначить соответствующую психотерапию, которая поможет максимально корректировать и социализировать больного. В случае если психическое расстройство было правильно и вовремя диагностировано, есть вероятность полного избавления от шизофрении.

Каким образом можно остановить снижение умственных способностей и предотвратить развитие болезни Альцгеймера? Доступные на сегодня препараты не очень эффективны. Есть два типа лекарств, которые помогают приостановить развитие диагностированной болезни Альцгеймера и облегчить её течение.

  • Это препараты, повышающие в организме концентрацию ацетилхолина — нейротрансмиттера, влияющего на поддержание процессов памяти.
  • Другая группа препаратов снижает воздействие другого нейротрансмиттера — глутамата, на клетки мозга. Глутамат отвечает за запуск мыслительных процессов в мозге. При болезни Альцгеймера организм производит избыточное количество этого нейротрансмиттера.

К сожалению, оба эти типа препаратов не способны предотвращать болезнь или сколько-нибудь эффективно лечить её.

Есть еще средства, доказано положительно влияющие на течение болезни Альцгеймера и её профилактику. Это — физические нагрузки аэробного типа с поддержкой пульса на уровне 75-85% резерва сердечного ритма. Резервный сердечный ритм – это разница между максимальной ЧСС (например, во время бега) и ЧСС в покое. Важную роль, к в этом играет лучший приток кислорода к мозгу. К тому же, интенсивные упражнения способствуют выбросу гормонов роста, положительно влияющих на клетки мозга.

Другой важный момент — умственная и социальная активность. Многочисленные исследования показывают, что пожилые люди ведущие активную интеллектуальную жизнь сохраняют функции мозга на более высоком уровне.

Если “Альцгеймер” всё-таки наступает

Главный фактор риска болезни Альцгеймера – возраст. От нее страдает 1 % 60-летних людей, 7 % 75-летних и около 30 % 85-летних. Самыми распространенными формами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и болезнь Паркинсона. При этом на болезнь Альцгеймера приходится 70 % случаев, на сосудистую деменцию – еще 15 %, а оставшиеся 15 % составляют лобно-височная деменция, болезнь Паркинсона и редкие формы.

Диагностировать болезнь Альцгеймера с абсолютной достоверностью можно только при посмертном вскрытии пациента. Однако, этот диагноз ставят в большинстве случаев, когда наблюдаемые выраженные когнитивные расстройства не подходят под симптомы болезни Паркинсона или другие явно диагностируемые заболевания.

Что именно происходит при этом заболевании? Сначала начинает страдать кратковременная память. Исследования показывают, что вербальная память (способность запоминать последовательность слов) слабеет первой. Затем начинается спад исполнительных функций и затруднение речи. На следующих этапах добавляются бред и галлюцинации. В завершение всего этого пациент теряет способность ходить, говорить, взаимодействовать с реальностью, начинается недержание. Заболевание развивается в течение длительного времени (иногда десятилетиями).
Имеющиеся на данный момент виды лечения дают лишь умеренный эффект.

Некоторые утешительные факты

  • В настоящее время врачи научились достаточно достоверно диагностировать различные виды деменции на ранних стадиях.
  • Когнитивные и физические тренировки помогают замедлить спад умственных способностей.
  • Почти в половине случаев спада когнитивных способностей состояние пациента остается стабильным в течение очень длительного времени.
  • Эффективного лечения не существует, но ряд мер способны задержать развитие заболевания

Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и... боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?

Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.

Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?

Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить "базу" для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.

На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.

Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.

А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку (согласуются ли они с остальными нашими знаниями, не противоречат ли им) и "встроиться" в уже имеющуюся картину мира.

Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.

Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт, доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.

Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.

Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной "социальной" программой), мы вольно или невольно "тренируем" свои нейроны.

А дальше все зависит только от нас: от выбора работы, досуга, широты взглядов на жизнь, количества прочитанных книг… Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.

То есть "тренировать мозг" — это не только читать новые книги, но и осваивать новые виды спорта, путешествовать по местам, где никогда не был, учиться играть в настольные игры — все что угодно.

И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг "ребяческим" и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.

Соблюдая условия "тренировки мозга", с возрастом вы сможете наблюдать не снижение, а даже повышение интеллектуальных возможностей, утверждают специалисты. Если главное преимущество студентов и молодых людей - скорость усвоения новой информации, то люди среднего возраста наиболее продуктивны там, где могут использовать накопленные ими знания и опыт, - в первую очередь в профессиональной сфере.

После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.

анонимно

Здравствуйте. Мне 25 лет. Последние 2 месяца беспокоит следующее: ухудшение памяти;снижение умственной работоспособности. Работаю и учусь в вечернее время, не курю, алкоголем не злоупотребляю. Обычные повседневные процессы на работе и учебе даются с очень большим трудом. Постоянное ощущение "пустоты" в голове. Часто бывает головокружение, бессонница и шум в голове. Также появились раздражительность, нервозность, быстрая утомляемость. Год назад подобная ситуация так же наблюдалась. Длилось все это 3-4 месяца, и само собой разрешилось. В нормальном состоянии "проходил" 7-8 месяцев и снова та же картина. Обращался к неврологу, поставили диагноз вегетативно-сосудистая дистония. Прописали церебролизин 10 уколов, кортексин 10 уколов, актовегин капельница 5 раз, комбилипен 5 уколов. Нооджерон 10 мл, 3 недели (1я-5мл, 2я-10мл, 3-я 10 мл). После проведенного лечения легче не стало, даже наоборот. От Нооджерона начались сильные головокружения. Провел ряд обследований: 1)МРТ головного мозга. результаты следующие: На серии МР томограмм, взвешенных по Т1 и Т2 в трех проекциях визуализированы суб- и супратенториальные структуры. Боковые желудочки мозга обычных размеров и конфигурации. Размер III-го желудочка - 0,5 см. IV-й желудочек, базальные цистерны не изменены. Определяется расширение листков прозрачной перегородки в заднем отделе шириной до 0,9 см. Хиазмальная область без особенностей, супраселлярная цистерна увеличена, пролабирует в полость турецкого седла, гипофиз высотой до 0,4 см. ткань гипофиза имеет обычный сигнал. Субарахноидальное конвекситальное пространство расширено, преимущественно в области лобных, теменных долей, боковых щелей. Срединные структуры не смещены. Миндалины мозжечка расположены обычно. Изменений очагового и диффузного характера в веществе не выявлено. Заключение: МР картина наружной заместительной гидроцефалии. Частично формирующееся "пустое" турецкое седло. 2) ЭХО ЭГ: Mst=75мм, Mdt=75мм, Dbt=75мм, Ikk=140мм, III m=5-6мл. Смещения срединных структур головного мозга не наблюдается. Пульсация, количество сигналов - удовлетворительное. 3) ЭЭГ: Доминирует бета-активность низкой амплитуды. Реакция активации отсутствует. Региональные различия не сохранены. Полушарной асимметрии не выявлено. Реакция на f-нагрузки умеренная БСР не выявлено Заключение: умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности. 4)РЭГ Амплитуда пульсового кровенаполнения в каротидном бассейне - достаточная, в вертебро-базилярном бассейне - достаточная Тонус сосудов среднего и мелкого калибра - синдром дистонии по смешанному типу Венозный отток - замедлен, Функциональные нагрузки - АПК в ВББ не снижают Подскажите пожалуйста, правильно ли поставлен диагноз и какие рекомендации помогут в моем случае?

Здравствуйте! Причиной снижения памяти у Вас может быть "картина наружной заместительной гидроцефалии" Помимо врождённой гидроцефалии, может развиться (чаще всего в первые месяцы жизни новорожденного) бывает и приобретённая гидроцефалия после перенесённых менингитов, менингоэнцефалитов, интоксикаций и т. д. Нарушение циркуляции цереброспинальной жидкости ведёт к повышению внутричерепного давления. В результате оказываемого давления на участки мозга начинает снижаться зрение, возникают , бывают глазодвигательные расстройства (косоглазие, парез взора вверх (симптом «заходящего солнца»)), слабость в верхних и нижних конечностях. Это может привести к грубым неврологическим расстройствам, снижению интеллектуальных способностей.. Частично формирующееся "пустое" турецкое седло тоже результат повышения внутричерепного давления. Однако я бы порекомендовала обратиться к для дополнительного обследования. Таким образом, коллеги проводили Вам высококачественное эффективное лечение для улучшения нервной проводимости и улучшения памяти, возможно Вам необходимо добавить препараты и венотоники для уменьшения внутричерепного давления и связанного с ним венозного застоя, которые ведут к атрофии коры головного мозга и снижению памяти.

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается , умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является , или слабоумие . Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается . Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при . К их числу относятся:

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

  • проблемы с восприятием сторонней информации;

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

  • родовых травмах;
  • инфицировании плода в период вынашивания.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо . Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет . Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы