Гостям универсиады в казани расскажут, что татары родственны шумерам, ассирийцами и американским индейцам

Главная / Здоровье

Откуда появились чуваши, доподлинно неизвестно, их история, как и история других народностей уходит корнями в тёмные века, когда народы переселялись с континента на континент, возникали и падали могучие империи.

У каждого народа есть свои истории о прохождении от великих предков, которые маститые ученые называют фолк-стори. Такие истории всегда были и будут не только у чувашей, но и у татар и у русских.

Фантазии или реальность

Высказывания об исключительности истории чувашского народа появились в начале XX века, после становления нового строя; время требовало, чтобы чуваши не оставались в стороне. Переосмысливая прошлое, некоторые историки начали говорить о том, что именно чуваши первыми заселили регион Волги и Камы, и что именно они и только они стояли у истоков образования Волжской Булгарии.

Другие высказывали гипотезы о том, что чуваши - не тюрки, а выходцы из Центральной Азии, их предки - не кто иные, как шумеры. Толчок к появлению такой идеи дал советский лингвист Николай Марра, который считал, что самоназвание народа «чаваш» весьма близко соотносится с названием «шумар», «шумер».

Теорию Николая Марра продолжил наш современник Геннадий Егоров, который в своих книгах отслеживает происхождение чувашей от шумеров. По его мнению, основанному на схожести слов чувашского и шумерского языков, начиная с XI века и до III века до н. э. некоторые группы шумеров через Средиземноморье и Анатолию, добрались до территории современной Румынии, где продолжали писать клинописью, а вторая группа была вытеснена в Азию, затем на Кавказ, ушла на север и заселила долины рек Камы и Волги; сюда же пришли потомки шумеров из Румынии.

Опираясь на лингвистку, Егоров доказывает, что язык шумеров – это чувашский язык, который за тысячелетия почти не изменился и не имеет никакого отношения к тюрскому языку. По его теории, высокоразвитые шумеры пришли на север, одаривая местные народы высокой культурой, и создали гомогенное государство Булгарию, которая процветала вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Он такой не один

Егоров не один считает свой народ потомками шумеров, представители других этносов тоже претендуют на такую роль, например, ближайшие соседи чувашей – татары. Правда, они совершенно не отрицают, что их язык имеет тюрское происхождение, и основывают свою гипотезу тоже на схожести слов.

На том же самом основывает происхождение тюрских народов Средней Азии от шумеров казахский писатель Олжас Сулейменов - он нашел не менее шестидесяти слов в шумерском языке, которые схожи с тюрскими. Например «ада» означает отец, а «уд» - дерево, слово «ере» - похоже на тюрское слово «муж» и так далее. От этой схожести слов Сулейменов приходит к выводу, что шумерский и тюрский языки могут иметь общие корни.

При этом никто не отрицает, что какая-то часть шумеров действительно могла уйти в Среднюю Азию из-за вторжения в Месопотамию врагов, и это подтверждают находки шумерского воинского шлема на холме Кара-Тепе близ Термеза в Узбекистане, который датируется IV веком до н.э. и другие археологические артефакты.

Мнение антропологов

Антропологи считают, что примерно у 10% чувашей доминируют черты монголоидной расы, а треть из этих 10% - почти чистые монголоиды, около 64% народа представляют собой смешанный монголоидно-европеодный тип, а остальные чуваши – европеоиды.

Как считают ученые из Оксфорда, чуваши действительно имеют в предках какой-то очень древний народ из Восточной Азии, но при этом у них есть сильная примесь европейкой крови домонгольского периода. Причем, смешивание это произошло в I тысячелетии, то есть связать это можно даже с гуннами.

Согласно последним исследованиям генетиков, потомков шумеров можно выявить по трем гаплогруппам: профессор Анатолий Клёсов считает, что маркером шумеров являются гаплогруппы R1b или R1b1a2, а другие генетики - что потомков шумер можно найти по гаплогруппе J2. Согласно исследованиям ученых, у чувашей гаплогруппа R1b встречается только у 3,8%, а гаплогруппа J2 не встречается вовсе.

Официальная наука считает гипотезу происхождения чувашей от шумеров фантазиями, и связывает этногенез народа с тюрками, вышедшими из Азии, которые ассимилировали местное финно-угорское население.

Есть интересные результаты исследований генетической связи чувашей и марийцев. Московские генетики в 1997 году обнаружили у этих народов одинаковое генетическое заболевание гипотрехоз – врожденное облысение. Оно связано с мутацией участка гена LIPH на третьей хромосоме.

Гипотрихоз бывает у одного чувашского ребенка на 1300 детей и у одного марийского младенца на 2700 детей. Ученые считают, что общие предки этих народов сумели выжить после татаро-монгольского нашествия и дали начало чувашам и марийцам; по стечению обстоятельств, именно они и были носителями гипотрихоза. Это открытие говорит и о том, что и марийцы, и чуваши до середины века XX века почти не смешивались с другими народами.

Кроме теории тюрского происхождения, существуют гипотезы о происхождении чувашей от хазаров, древних аваров и гуннов.

Непосвященному читателю, вероятно, совершенно не известно это имя, не в силу невежества, а потому, что историческая наука и система образования в РФ старательно обходят стороной вопросы исследования религиозного, космогонического, политического, военного и научно-культурного вклада Шумеров в мировую сокровищницу знаний.

Я попытаюсь, по мере сил, исправить эти недостатки в образовании. В начале апреля 2005г. в столице Татарстана, строители метро обнаружили артефакты Шумеров в пределах древнего городища, и это еще один повод для написания данной публикации.

Итак - название "Шумеры" этому народу дал чешский лингвист - шумеролог Ян Грозны в 20-х годах 20-го века. Шумерская клинопись ДРЕВНЕЙШАЯ на нашей планете буквенная письменность. Одно это должно было бы, по идее, поставить Шумеров на пьедестал основателей цивилизации на Земле. Отнюдь! Давшая начало всем последующим алфавитам, Шумерская клинопись долго не поддавалась расшифровке никому. Первым это сделал Ян Грозны, именно он первым произнес и название этой древнейшей страны - Шумер.

Но как же они называли себя? Иудейский Ветхий Завет сохранил настоящее написание самоназвания этого народа. Там он записан как "Сеннаар". И означало это самоназвание - "Настоящие люди", (об этом несколько позднее). Просто и со вкусом! Имели ли право на подобное вознесение Шумеры? Вне всякого сомнения. Семь с половиной тысяч лет назад Шумеры обитали на территории современного Ирака, Турции и Ирана, называемой Междуречьем. Строили города-государства, в основном возле рек Тигр и Евфрат, плавали на судах по всем морям, основывая торговые поселения, в том числе и на Средиземном море. Среди этих городов Вавилон, Ур, Урук. Шуруппак и т.д.

Реконструкции рисунка цитадель Хорсабад, сейчас в Ираке. Предоставлено Восточный институт, Университет Чикаго

За 2,5 тысячи лет до возникновения Египта Шумеры имели города и высочайшие технологии в металлообработке, сельском хозяйстве, мореходстве. На высочайшем уровне находилась наука математика, астрология и т д. В поисках и во время добычи медной руды Шумеры срыли целые горные хребты на юге Аравийского полуострова. Они добывали и вывозили олово с острова Бахрейн в Персидском заливе, добывали лазурит и рубины аж на Памире. Шумеры в древнейшие времена знали, что звезда Сириус двойная. Удивительно, но факт.
Семь тысяч лет назад Шумеры уже имели города-колонии на территории современной Индии - в Мохенджо-даро и в Хараппе! А возможно они были и основателями этих двух центров цивилизации.

7.5 тысяч лет назад Шумеры выращивали множество злаковых культур, варили свое шумерское пиво на меду, собирали ячмень в количестве 30 центнеров с гектара по два раза в год и называли ячмень АРПА. Так же как и мы татары. После окончания посевных работ Шумеры проводили "Праздник плуга" и называли его "Sabin Du(i)" (на татарском - Сабан Туй!) Месяц, когда проводился этот праздник назывался "Sabin Du (i)" А (е)" (на татарском - Сабан Туй Ае). Получается, что татары сумели пронести через бездну времени, через 7.5 тысяч лет и сохранить свои традиции и сам праздник. Убежден, татарский народный Сабантуй - древнейший из сохранившихся на Земле, праздник, который на 3000 лет старше, чем самая древняя Египетская пирамида.

Шумеры 5000 лет назад строили 5-ти этажные жилые дома с канализацией которую называли "Abrikkum" (Слово, относимое к Шумерскому явно УЖЕ имеет следы влияния аккадского языка. На татарском - Эбрэкэй).Семь тысяч лет назад Шумеры производили 16 сортов только шерстяной ткани! Они изобрели войлок и использовали его при создании военных доспехов, они изобрели обожженный керамический кирпич, они первыми стали использовать асфальт при строительстве дорог, они же изобрели мыло!. Первая мода на Земле - это Шумер. Знаки Зодиака и астрология - их земляне получили от Шумеров.

Некоторые историки и философы главным изобретением Человека Разумного считают изобретение КОЛЕСА. Спешу Вас обрадовать! И это изобретение было совершено Шумерянами. При чем,на одном колесе они не остановились, а соединили четыре колеса в один узел, называемый сейчас повозкой. За 500 лет до рождения самого Архимеда использовали для орошения почвы, так называемый, "Архимедов винт". Меры весов и объема Шумеров стали эталоном для всех народов: сикль, гур, талант, карат и т.д. и т.п..

"Римское право" - основа современной западной цивилизации - всего-навсего компиляция с Шумерских "Законов Хаммурапи". Правящую царицу Шумеры называли "АВI". На татарском языке слово АБИ означает бабушка. Еще одно значение "Великая". Например, Екатерину 11 Великую татары всегда называли Аби - Патша. Соседи Шумеров - варвары горной страны "АLАМ" - поставляли шкуры диких животных и очень грубую шерстяную ткань.

Все, что приходило на рынки Шумерских городов из "АLАМ"а называлось Шумерами "АLАМА". На татарском - АЛАМА - дрянь, рухлядь, тряпье. Имея мощнейшее экономическое и военное развитие и избыток продуктов труда, Шумеры чрезвычайно продуктивно использовали так называемое "свободное время". Счетчики этих самых продуктов назывались "SANGY" (на татарском - тоже Санче, Санджи). Как Правило, это были жрецы при храмах и полностью они назывались "Koda Sangy". Но на татарском - "Кода" - это Сват! Конечно же, жрец какого-либо божества какого-либо храма должен быть посредником между этим божеством и человеком (приносящим свои дары божеству) т.е. быть сватом!

Религиозное творчество Шумеров также оказало огромное влияние на сознание народов, соприкасавшихся с Шумерами. Часть Шумеров на определенном этапе своего развития стала исповедовать веру в Единого Бога, и это задолго до Авраама и иудеев. Назывался он на шумерском языке -"Ан". Это слово также входит в семантический пучок татарских слов: Анг,(сознание). Ана(мать). Ант(клятва) и т.д. Для того, чтобы объяснить, что означало это слово "Ан", рассмотрим шумерское слово "Шпана", вошедшее во все языки мира и означает оно "хорошие родители". По-татарски это слово звучит "Шэпана" и состоит из двух слов: "Шэп", что означает "хорошая, замечательная", и "Ана", что означает "мать".

Налицо полная преемственность не только звучания, но и значения! В древнейшие времена рождение или другими словами "создание" детей приписывалось одной матери, поскольку, полноценная семья, в том смысле, как мы ее понимаем, была создана только с появлением священного писания. Поэтому еще одно значение слова (Ана - "создательница"). А слово "Ан" означало "создатель", "творец"! Замечательно, правда!? Не случайно ветхозаветный Авраам начинает свою проповедническую жизнь за Единого Бога в окрестностях Шумерского города Ур, где кочевал его народ.
Первоисточники: И.М. Дьяконов "Люди города Ура" Эрих Церен "Библейские холмы" Ветхий Завет, Хадисы Пророка Мухаммеда, историческая периодика.
При перепечатке ссылка на автора и первоисточники обязательна. 1989-1995 гг. (небольшое добавление в 2005 г.)

Узнав о том, что известный ученый Алимжан Орлов , чьи труды по истории татар-мишарей я читаю с большим интересом, проводит лето в родной деревне Камкино Сергачского района Нижегородской области, я не мог упустить представившийся мне уникальной возможности навестить ученого, что называется, у домашнего очага. Тем более что разделяла нас какая-то пара десятков км – именно на таком расстоянии от Камкино находится деревня Шубино, где в течение июля я гостил у родственников.
Вооружившись диктофоном, я сел в машину, и через четверть часа оказался на живописнейшем берегу реки Пьяны у небольшого деревянного домика, украшенного веселым татарским орнаментом и утопающего в цветах.
Радушные хозяева, не утруждаясь вопросами о целях моего визита, буквально занесли меня в дом и принялись угощать чаем. Сама атмосфера в доме располагала к длинной и занимательной беседе...
Интервью записывал:

Алимжан-эфенди, Вы являетесь известным исследователем, автором ряда трудов по истории татар-мишарей. Что подвигло Вас к изучению этой темы?

Наверно, обычный интерес любого человека к истории своего народа. Этой проблемой я начал заниматься вплотную в 1960-70 гг. С тех пор мне удалось собрать очень много материалов, которые свидетельствуют, что татары-мишари – это потомки древней мещеры, известной на Руси по археологическим памятникам с V-го, а по летописям с IX-го века. На сей счет существует очень много разрозненных данных, однако цельной работы по истории татар-мишарей не было. Моя книга «Мещера, мещеряки, мишаре», вышедшая в 1992 году в Казани, стала первой работой в этом направлении, хотя в ней я не полностью смог раскрыть изучаемую проблематику. В дальнейшем, работая уже над историей нижегородских татар, я уяснил для себя многие вещи. Во-первых, что нашими предками является население Древней Мещеры. Но нас изображали как черемис или марийцев, но не тюрков. Это искажение началось с похода Ивана Грозного на Казань. Иван Грозный назвал нас «черемисскими татарами», а татар, населяющих Мордовию, «мордовскими татарами».
Несмотря на это, этой тематикой впоследствии занимались исследователи Карамзин и Татищев. Последний прямо указал, что мещера, мещерские татары являются предками донских казаков. А Карамзин заметил, что Мещера – это вольница, не имеющая государственности, ее населяют очень удалые наездники, и казаки – это как раз есть мещерские татары, несмотря на их «турецкий лексикон».

- Когда татары-мишари появились на земле их сегодняшнего обитания и в, частности, в Нижегородском крае?

По данным археологических раскопок татары-мишари поселились на этих землях в V-ом веке, придя из бассейна реки Ангары. Я обнаружил интересный момент: название реки Ока принесли с собой именно татары-мишари.
В своей книге «Нижегородские татары» я впервые ввожу в научный оборот результаты исследования нескольких больших групп археологов, которые занялись раскопками курганов в окрестностях Москвы, Тульской губернии и т.д. Они пришли к выводу о том, что первыми поселенцами на этих территориях является мещера, далее идут угро-финны и только затем славяне. Но результаты этого исследования, хотя и были опубликованы крупными издательствами, нигде в последствии не вводились в оборот, их как бы не существовало. В книге «Нижегородские татары» я ссылаюсь на это.

- Бытует мнение, что татары пришли в нижегородский край из-под Астрахани?

Оно не соответствует действительности, будучи основанным на одном единственном факте: 8 татар переселились из низовьев Волги в село Сафаджай. Подавляющее же большинство нижегородских татар - выходцы из Мещеры. Это кадомские, темниковские переходцы, переходцы из подчинения касимовских царевичей. Некоторые авторы пытаются утверждать, что часть местных татар являются выходцами из Золотой Орды. Однако когда создавались современные татарские селения, здесь уже не осталось ни одного татарина. Несколько существовавших селений, таких как Сафаджай, Мангушево, Камкино, были выселены отсюда, так как, по мнению русских властей, они были ненадежны. Например, сафаджайцы были сосланы в Арзамасский уезд, лишь потом, в середине XVII в., переведены обратно в Сафаджай.
Татары-мишари когда-то подчинялись Золотой Орде, так как все места, населенные татарами, были в прямом подчинении ордынской администрации. Но в конце XIV века места расселения татар – Нижний Новгород, Муром, Мещера, Таруса были проданы золотоордынскими ханами Москве. Таким образом, татары-мишари оказались в зоне влияния русских княжеств.

- Каково происхождение этнонима народа мещера?

Мещера как местность происходит от названия народа. Что касается этнонима, то я не могу твердо сказать о его происхождении. Это требует особого изучения.

- Известно, что одним из признаков татар-мишарей является так называемый «цокающий» говор?

Вы правы. Этот говор втречается также в Сибири и приангарье. Следует отметить, что здесь иногда возникает путаница, связанная с тем, что мишарями называют и темниковских, и касымовских татар. Это не совсем корректно. Точнее мишарями являются только нижегородские татары.

- А скажем, пензенские или саратовские татары, разве, не являются мишарами?

- Пензенские и саратовские татары – смешенные. Там есть и цокающие, и чокающие группы. По цокающему говору можно проследить такой процесс как обрусение мещеры. Существует много русских, которые являются этническими мещеряками. Известный географ Николай Семенов, автор географического словаря Российской Империи, приводит очень интересный пример: в ряде уездов Пензенской губернии он обнаружил селение татар-мишарей, говорящих на русском языке. Семенов отмечает, что они внешне схожи с соседними татарами-мишарями, но разговаривают по-русски и с цоканием. По его данным, помимо Пензенской губернии, обрусевшие и принявшие православие мещеряки живут в Воронежской, Тамбовской и, видимо, Саратовской губернии. Сейчас опубликованы описи древних документов, касающихся истории татар-мишарей. В начале XVII в. все они называются мещерянами. Как особый разряд служилых людей их привлекают к участию в походах против западных оккупантов. При этом указываются территории их расселения – Московская, Владимирская губерния и еще ряд губерний, а также Коломенский и Каширский уезды и пр. В 1970-е гг. был проведен ряд филологических экспедиций, которые подтвердили, что мишарский цокающий говор был у славян-кривичей.

- Говорят, что мишари принимали участие в захвате Казани русскими войсками?

Исторические факты свидетельствуют, что они не участвовали в этом походе. В противном случае они были бы наделены поместьями подобно темниковским и касимовским татарам. Но татары-мишари оказались беспоместными. Кроме того, зарубежные путешественники, в частности, Флетчер заметили, что кадомские татары находятся в состоянии возмущения в связи с походом русских на Казань.

- Как строились отношения татар-мишарей с русскими властями?

Где-то уже в конце XVI века их начинают использовать на новых землях в борьбе с кочевыми скотоводческими племенами. Русские власти вели двойную политику: то дружили с кочевниками, поскольку были заинтересованы в связях с ногайскими ордами, которые могли поставлять тысячи голов лошадей, то вели против них военные действия. Со второй половины XVI века Россия перешла к тактике захватов и разорения жителей захваченных территорий. Поэтому степь в конце XVI-начале XVII вв. оставалась еще безлюдной. Согласно завещанию Ивана Грозного, туда сначала поселили детей боярских, которые представляли собой разряд рядовых русских воинов, которые должны были служить с земли. Они поселились в основном по рекам, таким как Пьяна, где были рыбные места. Поля и пашни их не интересовали, поэтому заселенность края была крайне слабой. Параллельно началось вытеснение татар и их насильственное крещение.
Однако Дети боярские, хотя и наделялись лучшими землями, не были готовы к выполнению возложенной на них функции: во-первых, надо было освоить эти земли, а, во-вторых, воевать. Ногайские отряды приходили, творили, что им вздумается, и безнаказанно уходили. Воевать же с ними были способны только татары-мишари, давние конкуренты ногайцев.
В смутное время это оказалось самым стратегически слабым звеном новой России, оказавшейся в условиях смертельной опасности. Русские войска и приглашенные казаки оказались не способны противостоять нападкам ногайцев. И решили эту проблему воеводы Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они без санкции царских властей своим указом решили переселить татар-мишарей из Кадомского края в татарскую припьянскую степь. Это нашло свое отражение в документах истории ополчения. Трубецкой и Пожарский создали Совет всей земли, куда пригласили патриотически настроенных людей. В ноябре 1612 года Совет принял решение узаконить переселение татар-мишарей и обратился к будущему царю с наказом предоставить им тарханную грамоту, которая давала право на пожизненное поселение и пользование землями. В 1618 году царь Михаил Романов, следуя наказу Совета, своим указом предоставил татарам-мишарям тарханную грамоту. Татары сразу были наделены поместьями, а мурзы Баюш Разгельдеев и Наямаш Мангушев получили звание князей. Таким образом, татары-мишари стали одним из важнейших звеньев в системе обороны России не только на восточном, но и на западном направлении. В 1615 году Дмитрий Пожарский взял их в поход против поляков.

- Как происходило дальнейшее освоение татарами этих мест?

Татары-мишари оказались первыми поселенцами в припьянской степи на территории современного Краснооктябрьского, Пильненского, Сергачского и Спасского районов, где сейчас расположены татарские деревни. Русских поселений здесь не было, так как русские селились в основном вдоль Пьяны и пользовались рыбными местами. Впоследствии их поселения не сохранились; часть из них, такие как Семеновка, была в последствии передана татарам. Потом вокруг татарских селений образовались так называемые владельческие деревни, такие как Яново, Чуфарово, Обоимово, которые были переданы новокрещенным татарам, за которыми закрепили эти деревни вместе с их жителями.
Что касается татар, то у них крепостного права как такового не было – каждый служилый татарин был наделен поместьем, которое закреплялись за ними пожизненно и которое он мог передавать по наследству. По закону, татары не имели право держать русских крестьян, поэтому они сами выполняли и крестьянскую работу, и должны были быть готовы к боевой службе. Поэтому, отмечают исследователи, у них сложились очень сильная привязанность к земле, чувство хозяина, которые свойственны татарам по сегодняшний день.
В конце XVII века в татарских деревнях образовался переизбыток населения, и часть татар стала переселяться на восток, в основном в закамье, где до сих пор проживает много татар-мишарей. Например, там тоже есть деревня с названием Камкино, жители которой знают, что они являются выходцами из нижегородского края.

Когда татары-мишари стали мусульманами. Насколько их затронула политика насильственной христианизации, проводившаяся в России по отношению к национальным меньшинствам?

Татры-мишари приняли ислам относительно рано – в конце XIII века. Некто Бахмет Усейнов приехал из Большой орды в Мещеру, на территории берегов Оки, Рязанского и Московского княжеств, и стал распространять ислам. Но его тут же схватили русские власти и заставили креститься, после чего все его потомки считались крещенными. Тогда же возник конфликт между рядовыми татарами-мишарями и крещенными князьями, которые были ширинами по происхождению. И те вынуждены были бежать в Замоскворечье, где до сих пор сохранилось много фамилий, указывающих на мишарское происхождение. Где-то в XIII-XIV вв. образовалось две Мещеры: русская – в окрестностях Москвы (Замоскворечье, Владимирская губерния) и татарская (междуречье Мохша – Цна – Ока). В дальнейшем их судьба оказалась несколько различной.
Во второй половине XVI века в качестве наместника местным татарам поставили церковного иерарха, специально, чтобы заставить их креститься. А для московских татар-мишарей кампания по крещению достигла пика в середине XVII века.
С середины XVIII века крещением татар-мишарей занималась новокрещенская контора. Многочисленность кампаний по крещению указывает на то, что это была постоянная практика для российского государства. Новокещенные татары постоянно наделялись особыми правами и привилегиями.

- Были ли у татар-мишарей культурные связи с Казанью?

- Из Булгарии к нам приходили такие промыслы как выделка кож, мыловарение и т.д. Развивались и торговые отношения. Однако эти связи были не достаточно интенсивными. Видимо, давала о себе знать территориальная разобщенность.

Журнальные киоски железнодорожного вокзала Казани начали продавать новую книгу доктора филологических наук, академика Академии наук Республики Татарстан, профессора Мирфатыха Закиева «Правдивая история татарского народа». На титульном листе издания указано, что оно предназначено для гостей Универсиады, а на первых же страницах книги говорится, что само знаковое спортивное мероприятие дает татарскому народу шанс «сбросить с себя как старую шкуру вековые пласты лжи и обмана о себе».

Из книги татарского академика «гости Универсиады» смогут в частности узнать о том, что «язык американских индейцев изобилуют тюркскими заимствованиями», «шумерский язык, сохранившихся в клинописях, написанных 7-6 тысяч лет тому назад, содержит также очень много тюркских элементов», древнегреческие полисы на берегу Черного моря Фанагория и Пантикапей были построены тюрками, «еще в IV тысячелетии до н. э. тюркскими регионами стали Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа». В качестве доказательств своих сенсационных открытий Мирфатых Закиев использует весьма своеобразные доводы из области лингвистики. Так, например, утверждая, что шумеры - это тюркский народ, он пишет следующее: «Изучив древние ассирийские и урартские письменные источники, ученые установили, что в IV-III тысячелетиях до н. э. в верхнем течении реки Тигр жили тюркоязычные субары. Этноним шумер является фонетическим вариантом этнонима субар>сумер>шумер».

Примерно в таком же духе он доказывает, что древняя религия зороастризм был также придумана изобретательными тюрками, поскольку, по его мнению, слово Авеста (священная книга зороастризма - прим. ИА REGNUM) восходит к тюркскому авуч - «ладонь», слово зороастр происходит от тюркского джараштр - «быть пригодным, примерять, приспосабливаться».

При этом академик критикует золотоордынскую концепцию этногенеза татарского народа, утверждающую, что современные татары являются потомками воинов Чингисхана и Батыя, с благословения властей республики активно насаждаемую в исторической науке постсоветского Татарстана. Мирфатых Закиев пишет о том, что «булгары первыми сумели в Восточной Европе дать реальный отпор и отразить волны монголо-татарского нашествия» (в 1223 году волжские булгары действительно разбили отряд монгольского полководца Субедея на Волге - прим. ИА REGNUM), и только после опустошительного западного похода Батыя «выжившие остатки булгар влачили жалкое существование в близком соседстве с русским народом».

«Появление подобных сочинений стали уже печальной традицией для исторической науки постсоветского Татарстана», - поделился своим мнением с ИА REGNUM руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. - Национальную историю татарского народа, которую сочиняют в Казани, должны скорее изучать не профессиональные историки, а скорее этнографы, занимающиеся сбором легенд, мифов и сказок, потому что подобные исследования больше напоминают художественные произведения в духе фэнтэзи, чем академическую литературу. Историческая наука Татарстана последние двадцать лет одержима желанием видеть в прошлом всех древних цивилизаций исключительно тюркские корни, при этом абсолютно не берется в расчет элементарная логика, факты, научные исследования других российских и зарубежных ученых. И если последние хотя бы отчасти не подтверждают «открытия» татарских академиков, то сразу же обвиняются ими в европоцентризме или татарофобии».

Напомним, что ранее в Татарстане уже издавались следующие книги татарских ученых: «Прототюрки и индейцы Америки» Абрара Каримуллина, в которой он доказывал, что язык майя, ацтеков и инков является тюркским; «Язык богов и фараонов», «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фаттаха, который объяснял, что древние египтяне и греки родственны тюркам; «Курс лекций по истории татарского народа» Зуфара Мифтахова, в котором автор сообщал, что «ядро будущей булгарской этносистемы сформировалось в Месопотамии и представляло в шумерском обществе господствующее сословие воинов».

На происхождение от шумеров претендуют татары и чуваши. При этом народы опираются на сходство их языков с шумерским. Литературовед Олжас Сулейменов нашел 60 слов шумерского языка, которые схожи с тюркскими. Это основные слова, которые слегка варьируются в разных языках: ада – отец, ама – мать, ере – муж, ме – я, зе – ты, кир – земля, уд – огонь, удун – дерево, дингир – небо, тенгир – бог. Он считает, что шумерский и тюрский языки оказывали друг на друга влияние или имели общие корни. Возможно, народы жили рядом и могли смешиваться. Даже русский «богатырь» может иметь шумерские корни, ведь один из героев эпоса о Гильгамеше носит имя Бирхуртур. А имя Боходир и Боходур до сих пор носят многие узбеки и другие жители Азии.
В России проживает 5 310 649 татар, 1 435 872 чувашей, 289 862 узбеков.
В Среднюю Азию шумеры могли уходить от войн. В Туркменистане в советское время был найден ряд артефактов, идентичных шумерским, которые датируются IV веком до н.э.,. воинский шлем, найденный в Кара-Тепе повторяет шумерские шлемы ранней династии. Данные современных раскопов говорят о том, что в 2300-2250 годах до н.э. народы Месопотамии мигрировали в Туркмению и на территорию современного Синьцзяна (Китай), то есть территория Средней Азии подверглась серьезному влиянию шумеров.
А что говорят генетики? В их рядах нет единства. По гипотезе профессора Анатолия Клесова, шумеры - это народ, входящий в состав древних эрбов, обитавших в Прикаспийских степях 6 500 лет назад. Их потомки несут в генах гаплогруппу R1b или R1b1a2. Такие гаплогруппы встречаются у армян (до четверти населения), евреев, славян, арабов, жителей Средиземноморья и Западной Европы. Другие генетики считают, что эти гаплогруппы принадлежат не шумерам, а хурритам. А потомков шумер нужно вычислять по гаплогруппе J2, которая распространена среди арабов, ассирийцев, армян и некоторых народов Западной Европы.
Таким образом, сейчас в России живет 1182388 армян, 156 801 евреев и 111 016 896 русских - и все они потенциальные потомки шумеров.
Но ученые признаются, что исследования носят весьма неполный характер и дополнить их можно, лишь проведя масштабные исследования шумерских захоронений. А пока – шумеров можно искать другими способами. В том числе, сравнивая языки, культуры и артефакты. Исчезнуть они не могли, а значит, они живут среди нас.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы