Девиантное поведение. Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения

Главная / Болезни у детей

Психология поведения человека и ее изучение - это очень сложный, но интересный процесс. Почему с одним человеком приятно и легко общаться, а с другим - тяжело и напряженно? Возникает желание скорее закончить разговор и уйти, несмотря на то, что он хороший знакомый, который всегда обходителен и вежлив.

Мы на интуитивном уровне понимаем, когда человек искренен, а когда лукавит. Именно поэтому и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны человек ничего плохого не сделал, а с другой - есть внутреннее ощущение, которое подсказывает, что от него надо держаться подальше.

Описанная ситуация межличностных отношений объясняется в психологии.

Определение понятия

Психология поведения - это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.

Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.

Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.

Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее.

Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.

1. Что говорят нам жесты и мимика?

Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.

Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.

Скрещенные ноги или руки - эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.

Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, - и это все для того, чтобы самоутвердиться.

2. Что говорит нам речь и интонация?

Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:

  • Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
  • Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
  • Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.

3. Часто слова не так важны, как интонация.

Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.

Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.

Девиантное поведение и психология

Феномен такого поведения настолько сложен и распространен, что для его изучения существует отдельная наука - девиантология, которая возникла на пересечении криминологии, социологии, психологии и психиатрии.

1. Понятие об "отклоняющемся" и социальном поведении в психологии

«Девиация» с латинского языка - «отклонение». В психологии - отклоняющееся поведение от норм, принятых в обществе, называют девиантным или асоциальным. То есть это устойчивое поведение человека, которое причиняет реальный ущерб людям и обществу. Оно вредно как для окружающих, так и для самого девианта.

В психологии девиантного поведения изучаются такие формы отклонений, как суицид, преступление, проституция, наркомания, бродяжничество, фанатизм, алкоголизм, вандализм.

Такое поведение сопряжено со злобой, насилием, агрессией, уничтожением, поэтому обществом условно или законодательно введены меры наказания нарушителя общественных норм, его изолируют, лечат, исправляют или наказывают.

2. Личность девианта, его психология, особенности поведения

Наука не изучает, как и где совершил человек проступок, ее интересуют общие закономерности и характеристика личности.

Причины и источники асоциального поведения:

  • Физиологические: генетическая предрасположенность к агрессии; заболевания эндокринной системы; хромосомные отклонения.
  • Общественные: несовершенное законодательство; социальное неравенство; пропаганда СМИ асоциального образа жизни; навешивание «ярлыков»; негативные оценки, которые дают родные люди.
  • Психологические причины: внутренние конфликты между совестью и желаниями; особый склад характера; отклонения в психике; неблагополучные семейные отношения; слишком консервативное, строгое, жестокое воспитание в детстве.

В характере девиантов часто встречаются такие черты, как конфликтность, негативизм, зависимость, тревожность, агрессивность, враждебность. Они часто обманывают и делают это с удовольствием, любят перекладывать ответственность и вину на других.

Девиантное поведение человека приводит к социальной дезадаптации его, то есть он не приспосабливается к условиям социума и, в итоге, идет против него.

Поведение ребенка не может быть асоциальным, так как самоконтроль у малышей до 5 лет еще не развит и процесс адаптации в обществе только начался.

Самый опасный период в плане возможности развития девиации в возрасте от 12 до 20 лет.

3. Как справиться с проблемой в поведении?

Чаще всего люди с таким поведением попадают к психологу уже в местах лишения свободы, в детских колониях, в центрах лечения зависимостей. Общество занимается профилактикой девиаций в больницах, школах, через СМИ, но проблема в том, что нет индивидуального подхода, а самостоятельно человек с этим справиться не может. Но он может осознать необходимость изменения своего образа жизни и обратиться за помощью к специалистам.

Психология зависимого поведения

Зависимостью называют в психологии, как науке о поведении человека, привязанность к кому-либо или чему-либо. Она недопустима с точки зрения моральных или общественных норм, угрожает здоровью и причиняет страдания самому человеку.

Зависимость наносит вред обществу и человеку, она ограничивает его развитие и приводит к всевозможным психическим заболеваниям.

Из-за зависимостей погибает больше людей, чем из-за преступлений и войн вместе взятых. Она проявляется в виде бегства от проблем в иллюзорно-идеальный мир. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, эмоции, мысли. Все его существование сводится к объекту зависимости, что постепенно полностью разрушает его как личность.

В последнее время распространение употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи приобретает характер национального бедствия. Поэтому к этой проблеме привлечено внимание психологов, психиатров, социологов, наркологов, юристов.

Зависимое поведение еще называют аддиктивным - это разновидность девиантного поведения, то есть это стремление уйти от реальности с помощью изменения своего психического сознания. Психология поведения рассматривает это как деструктивное отношение к себе и обществу.

Аддиктивное поведение - это алкоголизм, наркотическая зависимость, курение, гиперсексуальность, азартные игры, компьютерная зависимость, пристрастие к обильной еде, шопинг.

Зависимость имеет различную степень выраженности: от нормального состояния до тяжелой формы.

Почему у некоторых людей формируется эта сильная и непреодолимая привязанность, чем объясняется импульсивность и ненасыщаемость влечения? Ответы на эти вопросы имеют огромное значение для общества и для каждого отдельного человека.

Психология жестов и выражения лица

Психология поведения, жестов и мимики - это ключ к тайнам человека, которые он хочет скрыть. Человек в результате эволюции научился передавать мысли и чувства при помощи слов. Но вместе с этим умением он овладел искусством прятать свои истинные замыслы и намерения, устремления. Нужно уметь «читать» своего собеседника по его телодвижениям. Только таким образом можно понять, что у него на уме и чего от него можно ожидать.

Американский психолог Мейерабиан Альберт считает, что при общении мы передаем 7% объема информации вербально, 38 % - интонацией и тоном голоса, 55 % - невербальными сигналами.

Главное правило психологии жестов и мимики говорит, что нет в мире человека, который полностью может управлять телодвижениями в процессе разговора, даже если он хочет намеренно ввести собеседника в заблуждение.

Человек на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на определенные ситуации. Непроизвольные мимика и жесты незнакомого человека позволяют услышать и увидеть скрытое за ширмой слов.

  • Защита. В опасных или дискомфортных ситуациях, когда есть желание отгородиться от собеседника - люди отклоняются назад, закрываются книгой, папкой или другим предметом, закидывают ногу на ногу, скрещивают руки на груди, сжимают кулаки. Глаза их следят неотрывно за тем, от кого они ждут подвоха. Таким поведением выдается настороженность и напряжение, а так же не готовность к конструктивному диалогу.
  • Открытость. Тело наклонено к собеседнику, открытые ладони, благодушная улыбка - эти сигналы говорят о предрасположенности к общению.
  • Заинтересованность. Отсутствие жестов, говорят об увлеченности, человек весь во внимании, он наклонен вперед и старается не двигаться, чтобы не упустить ни слова.
  • Скука. Потухший взгляд, ритмичное покачивание ногой, что-то теребит в руках, рисует, зевает. На языке жестов в психологии общения это значит, что у слушающего нет интереса к теме беседы.
  • Скептичность. Человек соглашается с собеседником, но дает понять, что не доверяет ему такими жестами, как потирание шеи, почесывание уха, щеки, лба, ухмылка, подпирание подбородка ладонью.

Психология по поведению человека учит нас понимать премудрости невербальной символики и верному взаимопониманию друг друга.

Что может рассказать о человеке невербальная речь

Большинство людей недооценивают роль мимики и жестов в общении. Но именно с помощью невербальных сигналов создается первое впечатление о человеке. И оно же запоминается надолго. Жесты помогают или отвлекают слушателей от разговора, даже отсутствие их несет информацию о говорящем человеке.

Итак, что значат те или иные жесты:

  • вялое рукопожатие говорит о застенчивости и неуверенности человека, и наоборот сильное - о желании навязать свое мнение;
  • если поправляет прическу женщина, это значит, она прихорашивается;
  • если человек жестикулирует только одной рукой - это говорит о его неестественности;
  • прикосновение ко лбу, рту, носу расценивается как обман;
  • скрещивание рук, говорит о скептичности собеседника и недоверии к тому, кто говорит;
  • сутулость, сгорбленность говорят о низкой самооценке человека и неуверенности.

Необходимо развивать в себе наблюдательность, она помогает собрать дополнительную информацию о людях, с которыми приходится общаться.

Главное в психологии по поведению человека - умение слушать и видеть. Ведь огромное значение имеет звучание голоса и его интонация, жесты и мимика собеседника.

О чем нам говорит поведение мужчины

Психология сильной половины человечества всегда связана с выполнением определенных действий: завоевать, раздобыть, победить. Поэтому и в их играх с детских лет присутствует всегда дух соревнования по выносливости, твердости характера, силы.

Все их действия направлены на конечный результат. Самооценка их с детского возраста опирается на способностях и достижениях.

Слова и поступки мужчин и женщин различны. Поэтому в разговоре с ними нужно обращать внимание на общую манеру поведения. Если в ходе беседы он скрещивает ноги или руки, садится вполоборота - значит, он не слушает, он как бы отгораживается от информации. Если смотрит в глаза и периодически посматривает на губы - значит он увлечен разговором.

Если мужчина поправляет галстук, часто меняет позу, у него высоко подняты брови и широко раскрыты глаза - он заинтересован женщиной, с которой разговаривает.

Если он избегает взгляда, теребит пуговицы или другие мелкие детали одежды, прикрывает рот рукой, поправляет ворот рубашки - это значит, собеседник пытается что-то утаить.

Следует помнить, что все эти невербальные сигналы - среднестатистические. Психология сильного пола намного сложнее и зависит от человека и его эмоциональной наполненности.

Что нам говорят дети своими выходками?

Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:

  • чувство принадлежности к семейной системе;
  • эмоциональная связь с родителями;
  • собственная значимость.

Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.

Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?

Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.

Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.

Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.

Психология женщин

Психология прекрасной половины человечества основана на нескольких обстоятельствах:

  1. Склад характера. Большинство женщин - сангвиники. Они активны, им свойственны перемены настроения, умеют управлять чувствами, подчиняют обстоятельства под свои желания.
  2. Воспитание - то, что родители заложили в маленькую девочку, определяет ее поступки и поведение.
  3. Опыт - если она всю свою жизнь сталкивалась с негативом, она перестает доверять людям, и становится одинокой. Ее поведение отличается от стандартного.

Психология поведения дамы определена ее отношением к мужчине. Психологи считают, что женщины обладают природной смекалкой, которая помогает им в жизни. Но свою смекалку они, прежде всего, направляют на взаимоотношения с мужчинами. Например, они стараются казаться сильными и независимыми, у них всегда есть какие-то увлечения и хобби, часто распланированное личное время и так далее.

Формы поведения людей

На основе соционики и теории психоформ Деллингера были выделены формы поведения людей:

  1. Доминантная - это поведение лидеров, реалистов, практиков.
  2. Творческая - характерна людям с абстрактно-образным мышлением. Они больше полагаются на интуицию, обладают смекалкой, предчувствием, фантазией, полностью оторваны от реальности.
  3. Гармонизирующая форма поведения свойственна людям, которые наделены сочувствием, этикой, тонкой дипломатией.
  4. Нормирующая - это поведение людей логиков, способных к анализу фактов.

Обычно у людей сочетаются два типа поведения, один из которых выражен более ярко.

В заключение

Душа и тело человека находятся в тесной и неразрывной связи. Невозможно внешние проявления отделить от характера. Психология человека по поведению, мимике и жестам дает возможность с легкостью определить тип характера. Это очень важное и нужное умение в наше непростое время.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно П. определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм П. и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

П. любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внеш. среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биол. факторов. П. животных по своей сути является реактивным, т.е. представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте П. рассматривается в рамках бихевиоризма. Его сторонники (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении П. животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны мн. ученых, доказавших несостоятельность биологизации П. человека. Действительно, мн. поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внеш. среды. Но человеческое П. этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены внеш. побуждениями, т. е. П. человека в своих отд. проявлениях может быть реактивно. Но многие более сложные действия определяются внутр. побуждениями человека, и, т. о., его П. выступает как подлинная активность. Осн. содержанием П. животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен выйти за рамки реактивного приспособления. Высш. проявления его П. носят характер деятельности. С науч.-методологич. точки зрения, деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внеш. условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого П.

На ранних этапах развития П. ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому пед. рекомендации бихевиористов оказываются чрезвычайно эффективными для детей мл. возраста, впоследствии их роль снижается.) П. ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, т.е. обусловленное внеш. полем - той материальной обстановкой, к-рая последовательно предстает перед ребенком. Если психич. развитие нарушено, как это бывает при разл. психич. заболеваниях и аномалиях (напр., шизофрении, раннем дет. аутизме.

и др.), П. и впоследствии долго остается полевым, непроизвольным. Напр., разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего ранним дет. аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психич. развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции П., когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (П. становится т. н. поленезависимым). П. постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосреду-ется сознательно поставленными целями.

Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому, как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практич. назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, к-рые первоначально выступают для ребенка внеш. регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. Со стороны взрослых педагогически неоправданно жестко придерживаться своей направляющей, регулирующей функции, не считаясь с возрастающей способностью ребенка эту функцию присвоить. Такого рода присвоение должно осуществляться постепенно, однако если взрослые намеренно тормозят этот процесс, ребенок может еще долго не усвоить навыков управления своим П.

Побудительной силой человеческого П. выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям П., к-рые в пед. практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное П. Напр., деятельность мл. школьников, особенно первоклассников, определяется преим. игровыми мотивами. Лишь постепенно в результате целенаправленного формирования происходит становление собственно уч. мотивации.

П. человека выступает внеш. выражением его внутр. мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем, знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутр. установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутр. регуляторов деятельности посредством практич. осуществления определенного П.

В П. каждого человека находят отражение его индивидуально-психол. особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отд. индивидуальные черты могут накладывать на П. негативный отпечаток. Напр., эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном П. Задача педагога состоит в коррекции нежелательного П. с учетом особенностей формирования внутр. мира конкретного ребенка, его индивидуальных черт.

Многие отклонения в П. детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутр. конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психол. дисбаланса, устранение болезненных переживаний, порождающих негативное П.

Лит. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Выготский Л. С., Л у p и я А. Р., Этюды по истории поведения, М; см. также лит. при ст Деятельность, Мотивы. П. С. Арискин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Под поведением понимается наблюдаемая активность всех живых существ. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рассматриваемое со стороны нравственности и права. Существует понятие отклоняющееся поведение, то есть такое, какое не соответствует принятым в обществе нормам.

Также поведение понимается как совокупность поступков – сознательных действий, направленных на достижение определенных целей. Через поступок человек утверждает себя как личность. Поступок всегда личностно окрашен, в нем обязательно заложена оценка его самой личностью. Можно сказать, что в поступке проявляется нравственная установка человека, его отношение к миру, людям, близким.

Поведение человека определяется как сознательными, так и бессознательными факторами.

Прежде всего нашим руководят врожденные инстинкты . Инстинктами обладает не только человек, но и все обитатели живого мира. Например, когда мы подходим к краю обрыва, нас словно что-то удерживает на определенной грани, за которую мы не переступаем; мы не углубляемся в незнакомый лес; очень осторожно, на ощупь, продвигаемся в темноте. Нас охраняет так называемый инстинкт самосохранения - встроенный защитный механизм. Человек еще не успел осмыслить опасность, мысленно просчитать свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизировался и определил необходимое поведение. Инстинктами также называют удовлетворение чувства голода, половое влечение. Великим животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа. Кошка-мать никогда не бросит своего котенка, птица - своих птенцов (за исключением кукушки), все родители заботятся о своих детенышах и скорее погибнут сами, чем бросят детей в беде.

Кроме инстинктов человек обладает эмоциями . Ученые в понятие «эмоции» вкладывают переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека. Эмоции - это печаль и радость, скука и разочарование, раздражение и удовольствие. Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные - это, например, радость. Мы испытываем ее, когда встречаем добрых друзей, когда удачно завершаем важное дело. Радуемся, когда светит солнце, теплое море катит навстречу свои голубые волны, когда поют птицы, звучит прекрасная музыка. Медики утверждают, что положительные эмоции способны излечивать человека от многих болезней. К отрицательным эмоциям относятся раздражение, печаль, разочарование.

Наряду с эмоциями в человеческой природе заложены чувства. Это самая сильная и ярко выраженная форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. О чувствах мы слышим с самого раннего возраста. Ребенок испытывает чувство голода, страха, привязанности, благодарности. Позже появляются и многие другие чувства, которые невозможно полностью перечислить. К чувствам относятся, к примеру, дружба, любовь, уважение, боль, страх, гнев, злость, зависть, ненависть. Любовь и дружба делают жизнь интереснее и многограннее. Говорят, что чем лучше ты относишься к другому человеку, тем больше делаешь ему добра. Именно отдавая часть себя, своей души, человек сам становится богаче. Чувство любви наиболее плодотворное из всех человеческих чувств.



Наши чувства можно разделить на практические (ответственное отношение к труду и учебе, увлеченность спортивными упражнениями), эстетические (понимание прекрасного, пропорционального, сочетающегося), интеллектуальные (стремление к самосовершенствованию, любовь к истине) и нравственные (любовь, дружба, признательность, зависть, ревность, ненависть). Какие-то из этих чувств могут быть устойчивыми, а другие возникают из-за неожиданно сложившейся ситуации. Конечно, человек не может отвечать за все сиюминутно возникающие у него чувства (напримар, неожиданно, даже против своей воли, можно почувствовать зависть к своему однокласснику или подруге), но он должен контролировать наиболее устойчивые из них.

Зачастую в человеке могут уживаться противоположные чувства - ненависть и любовь, отчаяние и надежда, страх и мужество, неуверенность и энергичность. Каждый вправе выбирать из них и ответственность за этот выбор ложится на самого человека. Тот, кто выберет ненависть в дальнейшем может стать убийцей, а выбравший страх - трусом. Таким образом, наши чувства в значительной степени определяют поступки и действия.

С древнейших времен многие люди считали, что в основе этого выбора лежит любовь. Не зря же это слово так многозначно - мы говорим о любви к определенной еде, к развлечениям, к видам спорта, к работе, к машине, к оружию, к огороду, к определенному цвету, к одежде, к родителям, к окружающим нас людям, к родителям, к самому дорогому на свете единственному человеку, к своему городу, к своей республике, к стране, ко всему человечеству, к природе и так до бесконечности. Любовь или нелюбовь часто объясняет наше поведение, слова, настроение, мысли и взгляды.

Как же возникает любовь? Отчего люди что-то любят, а к другому равнодушны? Почему из тысячи других людей мы выбираем для любви единственного? Что лежит в основе любви к одним школьным предметам, равнодушию к другим и отталкиванию третьих?

У каждого свой ответ на эти вопросы. Но все-таки интересно, а что думали по этому поводу раньше.

Для многих из нас проблема любви - это в первую очередь вопрос о том, как быть любимым, а не стремление любить самому. Кроме того, большинство современных людей под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины - вещь, которую хотят заполучить. “Привлекательный” обычно означает набор приятных качеств, пользующихся большим спросом и модных в данную эпоху. Были периоды в истории человечества, когда привлекательными считались пьющие и курящие женщины, хрупкие мужчины, блондинки, бородатые юноши и т.д.

Любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, объединяющая его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность.

Любовь могут сопровождать зависть, ревность, честолюбие, жадность, но эти страсти не способны заменить настоящую любовь, которая проявляет человеческой силы и возможна только в условиях свободы и никогда - вследствие принуждения. Любовь подразумевает заботу (заинтересованность в жизни и благополучии тех, кого мы любим), ответственность (внимание к выраженным или невыраженным нуждам другого человека), уважение (способность видеть другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность), знание (умение видеть позицию другого и его собственные интересы).

Любовь - одна из главных загадок человеческой жизни, которая по-разному решается в различные эпохи и различными людьми. Можно выделить четыре основные проблемы понимания любви: “Что в любви естественно, а что - нет?”, “Как в любви соотносятся стремления к наслаждению и удовольствию с возвышенными чувствами и целями (совершенствования, идеальных отношений, жертвы другому или Богу)?”, “Какова связь между половым влечением и влюбленностью?”, “Предполагает любовь брак и семью или нет?”. Разные ответы на них давались мыслителями. У каждого из Вас может быть свое мнение по этому поводу.

Однако все мы сойдемся во мнении, что человеческая жизнь становится пресной и бессмысленной без любви, которая требует не только напряжения душевных сил, но и определенного таланта. Дагестанский поэт Расул Гамзатов утверждает: “Красиво любить тоже нужен талант”.

Одним из самых сильных человеческих чувств, которое способно подавить почти все остальные, включая порой и любовь, является страх. Человек, охваченный страхом, утрачивает способность нормально мыслить и ориентироваться в окружающей среде, он способен поддаться панике и стать легко управляемым. Когда в сентябре 1999 года в Москве были взорваны жилые дома со спящими людьми, москвичей на какое-то время объял страх, они боялись спать в собственном доме. После взрывов в торговом комплексе «Охотный ряд» и в переходе на Пушкинской площади люди стали бояться спускаться в переходы. После того, как были взорваны террористами бомбы в вагоне метро у станции «Автозаводская» и перед входом на станцию метро «Рижская», москвичи долго еще боялись спускаться в подземку, пользоваться метро.

Датский философ С. Кьеркегор относит чувство страха к отрицательным эмоциям. Различают два понятия страха: боязнь перед конкретной опасностью и безотчетную тоску, свойственную человеку. Страх сродни инстинкту самосохранения. Ведь совершенно бесстрашный человек способен на неосмотрительные поступки, могущие повлечь опасность для других людей. Опытные разведчики говорят, что страх во многих случаях помогает им избежать провалов в работе. Умеренное чувство страха, по мнению древнегреческого философа Аристотеля, является одной из главных добродетелей, оно делает человека осторожным и аккуратным в своих поступках.

Нельзя однозначно оценить и такое чувство, как гнев. Когда мы сталкиваемся с вопиющими проявлениями людской подлости, зависти, жестокости, мы испытываем острое неприятие подобного. Этот гнев способен защитить от зла не только нас самих, но и окружающих людей, способен предотвратить беду.

Приведите примеры из истории, когда гнев людей имел положительные последствия и проявлением его стало наказание зла. Как вы считаете, можно ли такой гнев назвать благородным? Знаете ли вы примеры, когда гнев стал разрушительным, губительным для самого человека и многих других людей? Для поиска подобных примеров обратитесь к исторической и художественной литературе.

Высшим воплощением человеческой сущности является мысль . В мысли заключено понимание человеком мира, других людей и самого себя. При помощи мысли человек определяет устройство окружающего мира, формирует представления о прошлом, настоящем и будущем, о своем предназначении, о жизни и смерти, о том, как развивается мир и человеческое общество. Мысль плодотворна. Она материализуется, воплощается в изобретенные человеком предметы, строения, механизмы, произведения искусства. А. С. Пушкин писал: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?»

Если задаться вопросом, что в большей степени определяет поведение человека в окружающем мире: инстинкты, эмоции, чувства или мысли, то, наверное, однозначного ответа мы не найдем. Каждый мыслитель ответит по-своему. Одни скажут, что в основе всего лежат примитивные, простейшие животные инстинкты, например голод и половое влечение. Не нужно идеализировать человеческую природу. Если дать толпе «хлеба и зрелищ», с нею можно делать все, что угодно. Если удовлетворить инстинкты, человека можно «вести на веревочке». З. Фрейд, например, считал, что в основе всех человеческих поступков лежит сексуальное влечение, неудовлетворенный половой инстинкт. Если этот инстинкт не находит нормального выхода, наступает его преобразование - сублимация - во что-либо иное. Это может быть создание прекрасного произведения искусства, например живописного полотна или поэмы, а может, это будет разжигание страшной войны или совершение преступления. Многие историки объясняли захватнические войны и миграции народов поиском новых источников пропитания. Именно голод, по их мнению, выступал главной движущей силой исторического развития.

Другие, напротив, скажут, что главное в человеке - это эмоции и чувства. Мир держится любовью и на любви. Как гласит христианское вероучение, «Бог есть любовь». Третьи же будут отстаивать вывод о том, что главное в человеке - рациональное начало, мысль. Человек все просчитывает, анализирует и на основании этого решает, как ему поступить.

Поведение человека проявляется только во взаимоотношениях с другими людьми. Конечно, любой человек думает, прежде всего о себе и своих интересах, он по природе своей эгоист. И в этом нет ничего зазорного, ведь даже в Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но эгоизм бывает разным. Есть так называемый «разумный эгоизм», когда человек понимает, что добиться своих целей и задач он сможет только в согласии с другими людьми, ведь только сотрудничая, помогая другим, обретешь желаемое. Однако есть и две крайние позиции, которые ученые именуют альтруизмом и эгоцентризмом.

Альтруизм - это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В окружающей жизни проявлениями альтруизма выступают такие явления, как милосердие, благотворительность, филантропия. Главным принципом альтруизма является помощь без ожидания награды или поощрения. Во взаимоотношениях между людьми встречаются и случаи самопожертвования, когда человек полностью отказывается от своих желаний, всего себя посвящая другому. Такая жертвенная любовь зачастую бывает у родителей к детям.

Эгоцентризм, напротив, - жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек руководствуется в своем поведении только собственными интересами, не считаясь с интересами окружающих. Корни эгоцентризма лежат в убежденности человека в собственной исключительности и в том, что другие люди - родители, друзья, учителя, служат только для того, чтобы выполнять все его прихоти. Психологи считают, что эгоцентризм характерен для раннего детского возраста, но при правильном воспитании к 12–14 годам его можно преодолеть.

Наверное, правильное поведение должно основываться на понимании человеком своих интересов, при обязательном уважении интересов других людей. Иначе не избежать ошибок и ударов судьбы.

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы