Адаптация ребенка к новой школе: советы психолога. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Главная / Детская психология

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.

То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?

Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:

  • У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
  • У малыша с ограниченными возможностями.
  • У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
  • У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
  • У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.

Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это - серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.

В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: "Понравится ли мне учитель?", "Как меня примут?", "Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?". Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.

Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.

Адаптация ребенка в новой школе - что делать родителям?

Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:

  • Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
  • Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
  • Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
  • Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
  • Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
  • Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.

Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка» :

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Стресс для ребенка, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Первое время ребенок в новой школе , скорее всего, будет чувствовать себя не слишком уютно. Как облегчить и сократить период адаптации ребенка к новому учебному заведению?

Первое время после перехода в новую школу нужно снизить планку требований к ребенку . Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение - измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго.

Задача родителей - поддержать ребенка в этот непростой период жизни. Интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если возникает такая необходимость. Причем имеется в виду не только помощь в выполнении домашних заданий. Может быть, ребенку понадобится ваш совет относительно взаимоотношений с одноклассниками.

Также нужно следить, чтобы ребенок соблюдал : в первые недели в новой школе его нагрузка и так будет большой, если же он еще и будет недосыпать, ему придется гораздо сложнее. Помогите ребенку спланировать рабочий день так, чтобы хватало времени и на учебу, и на отдых (в том числе и активный). .

Первое время ребенку будет не хватать общения, ведь большинство его друзей остались в старой школе. Если вы остались жить в том же районе, он сможет общаться с ними после уроков, но при смене школы из-за переезда ребенок зачастую оказывается в одиночестве: со старыми друзьями связь потеряна, а новых у него еще нет. Поэтому нужно поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками , участие во внеклассных мероприятиях, поездках, экскурсиях и т. п.

Время от времени интересуйтесь, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками , но при этом делайте это ненавязчиво, не устраивайте допрос. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся обращаться к вам за советом относительно общения со сверстниками или просто делиться подробностями своей жизни.

Возможно, стоит устроить дома небольшую вечеринку , чтобы ребенок мог пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, а вы, в свою очередь, смогли увидеть, с кем учится ваш ребенок. Однако если ребенок отказывается от этого, не настаивайте: ему виднее, какие порядки заведены в классе, возможно, такая вечеринка будет не слишком уместна.

Если у ребенка что-то не получается, подбадривайте его. Обязательно поощряйте его за успехи и достижения , даже, казалось бы, самые незначительные: не нужно воспринимать их как что-то самой собой разумеющееся. Ребенок в новой школе обычно чувствует себя не слишком уверенно, так что ему важна любая похвала, особенно если она исходит от вас.

Поддерживайте отношения с педагогами, посещайте родительские собрания, не бойтесь участвовать в жизни класса : чтобы получить действительно правдивую картину того, как у ребенка складывается жизнь в новой школе, информацию нужно получать из разных источников.

Адаптация ребенка к новой школе займет какое-то время , она не может быть мгновенной: каким бы умным и общительным ни был ребенок, смена обстановки все равно выбьет его из колеи. Пусть все идет своим чередом: помогайте ребенку, поддерживайте его, но не форсируйте события.

Однако период адаптации не должен затягиваться , иначе несобранность и проблемы с учебой могут из временного явления превратиться в постоянное. Если ребенок очень долго не может привыкнуть к новой школе, завести друзей, если успеваемость и не думает повышаться, а ребенок жалеет о том, что поменял школу, нужно поговорить с ним и выяснить, что конкретно ему не нравится, что не получается. Возможно, в этом случае может помочь детский психолог.

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Неважно, какой у вас ребенок – в смущении прячущийся за ваше плечо или непосредственный и дерзкий, – нападкам подвергаются и те, и другие. Первые – за слабость, вторые – за наглость. Хотя надо признать, что «стесняшки» обычно страдают больше.

Есть общие правила, которые помогут любому старшекласснику максимально безболезненно обжиться в новом классе и стать полноправным его участником:

  • По возможности переходить в другую школу следует в сентябре: даже самый устоявшийся коллектив за лето успевает «расшататься», и стать в нем своим будет проще.
  • На период адаптации ребенку лучше всего выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса: первое не будет вызывать раздражение у потенциальных приятелей-одноклассников, а второе поможет быстро отреагировать на неожиданные повороты.
  • Отвечать на придирки одноклассников следует спокойно, с улыбкой, не повышая голос: любителям конфликтных ситуаций такая позиция вскоре наскучит, т. к. их цель – бурные эмоции.
  • В отношениях с учителями важно показать уважение, воспитанность и одновременно с этим – приемлемую дистанцию. Ни в коем случаи нельзя заискивать перед педагогами, как и демонстрировать одноклассникам свою силу дерзким поведением на уроках: это только испортит отношения как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Подростку следует ненавязчиво проявлять интерес к разным ученикам класса. Этот интерес может касаться чего угодно, главное, чтобы он был искренним.
  • Не стоит соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников: у подростка могут быть и свои дела, и этот факт должен добавить уважения. Кроме того, эти заманчивые предложения могут поступать от двух враждующих кланов в классе – есть риск оказаться в роли перебрасываемого друг другу мяча.

Соблюдая эти простые рекомендации, старшеклассник покажет, что ни у кого не получится сделать из него предмет для манипуляций. И, конечно же, никто не отменял поддержку мамы и папы, но это не значит, что они должны прибежать в школу и наказать обидчиков своего ребенка – здесь должен быть другой подход.

Чем поможет родитель

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в такой период. Дети, которых обижают в школе, могут молчать о своих переживаниях, в результате велика вероятность наступления подростковой депрессии. Мама и папа должны оказывать старшекласснику посильную психологическую поддержку, создавать условия, в которых он может высказаться и открыться. А признать проблему – значит, наполовину ее решить.

Как вы можете помочь ребенку:

  • Находите позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавайте ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» - так вы сможете получить больше информации от подростка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
  • Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • Если переход в другую школу не связан с переездом, приглашайте в гости старых друзей сына или дочери. В любом случае, всегда найдется приятель или приятельница, живущая по соседству, или дети ваших друзей, которые могут составить компанию одинокому старшекласснику: подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
  • Поддерживайте новые знакомства и контакты ребенка. Если есть возможность, устройте небольшую вечеринку для новых одноклассников вашего ребенка с целью их сближения: общение вне школьных стен дает намного больше поводов для дружбы.


© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы